ШКОЛА СТАРИННОЙ МУЗЫКИ - БИБЛИОТЕКА
БИБЛИОТЕКА

Джек Уэстреп

Пёрселл

© Westrup J. A. Purcell. New York, 1962
© Л.: Музыка, 1980
© Перевод с английского А. Кочнева. Редакция перевода Н. Образцовой
© Предисловие и комментарии Л. Ковнацкой
Текст приводится без нотных примеров

Глава 5
"Королевская музыка"

        В июне 1683 года Пёрселл на собственные средства впервые решился опубликовать свой труд - "Сонаты на три голоса" для двух скрипок и баса с органом или клавесином, которые, насколько мы знаем, наметили новое направление. Двенадцать сонат выходили отдельными выпусками, которые распределялись по подписке. Подписная цена равнялась 10 шиллингам, после выхода издания цена возрастала до 15 шиллингов. Газетное объявление приглашало подписчиков в дом композитора на Сент-Эннз-лейн, где они могли получить свои экземпляры; широкой публике ноты продавала фирма "Плэйфорд и Карр". Молодой композитор явно стремился к тому, чтобы его первая работа была издана с надлежащей пышностью. На титульном листе он торжественно представлен как "придворный композитор его святейшего величества и органист Королевской капеллы", а партия первой скрипки украшена гравированным портретом автора, подпись под которым гласит: "Vera effigies Henrici Purcell aetat. suae 24" * (* "Подлинное изображение Генри Пёрселла в возрасте двадцати четырех лет" (лат.) - Перев.) Сонаты посвящены королю, чья милость, по словам композитора, позволила ему сложить свои сочинения у "священных ног" монарха. Предисловие, обращенное к "благосклонному" читателю, заслуживает того, чтобы оно было приведено здесь полностью: "Вместо искусно составленных торжественных речей о красоте и волшебных чарах музыки (несмотря на все ученые панегирики, какие можно выразить словами, она лучше восславит себя сама, исполненная искусной рукой и ангельским голосом) я в предуведомление скажу лишь несколько слов, касающихся предлагаемой книги и ее автора. Что до ее автора, то он искренне стремился к подражанию прославленным итальянским мастерам, главным образом стремясь ввести в обычай серьезность и торжественность музыки такого рода, добиться признания ее соотечественниками, которым уже пора бы почувствовать отвращение к легкомыслию и балладным напевам наших соседей. Автор сознает, что предпринятая им попытка может показаться дерзкой и рискованной, - есть писатели и художники, наделенные более выдающимися способностями, много более искушенные для такого предприятия, чем он сам, которых со временем, как он скромно надеется, побудят к работе его слабые попытки, вдохновив на более успешные начинания. Автор не стыдится плохого знания итальянского языка, что не может считаться его собственной виной, но принадлежит к недостаткам полученного им образования; однако он может с уверенностью поручиться, что не погрешил против величия и изящества итальянских мелодий, которые он представляет английским музыкантам. Автор не испытывал недостатка во внимании и усердии как при сочинении, так и при исправлении всего труда; последний должен был выйти в свет гораздо раньше, но теперь автор счел подобающим напечатать генерал-бас в полном виде, что совершенно противоположно его первоначальному намерению. Остается объяснить английскому исполнителю, что он встретится с терминами, возможно, ему незнакомыми, прежде всего следующими: Adagio и Grave, которые означают не что иное, как медленное движение; Presto Largo, Poco Largo и собственно Largo - умеренный темп; Allegro и Vivace - очень оживленный, быстрый темп; Piano - тихо. Автору больше нечего добавить, кроме пожелания, чтобы его книга попала только в руки человека, обладающего чуткой музыкальной душой, и он льстит себя надеждой, что в этом случае труд его не покажется досадным и ненужным".
        Хотя королю, вероятно, польстило посвящение сонат, в тот момент он не мог уделить музыке достаточно времени. В конце июня он был занят расследованием заговора "Рай Хауз", целью которого было свержение монархии, убийство короля и провозглашение республики или возведение на престол марионетки - герцога Монмаутского. Вся страна была глубоко потрясена этим событием, и отовсюду в Уайтхолл поступали депеши с поздравлениями по случаю спасения Карла. Когда несколько месяцев спустя Пёрселлу пришлось сочинять новую приветственную оду королю, не было ничего удивительного в том, что ее текст содержал определенные намеки на неудавшийся государственный переворот. В конце июля принц Георг Датский прибыл в Лондон с намерением жениться на принцессе Анне, дочери герцога Йоркского от первого брака, которая покровительствовала Пёрселлу. Словно для того, чтобы показать жестокость королевской власти, в разгар свадебных торжеств, на второй день после прибытия принца, в Тайбёрне 43 были казнены некоторые участники заговора, а на следующий день от руки палача пал благородный лорд Расселл.
        Неделю спустя, 28 июля, в Уайтхолле состоялось королевское бракосочетание. Пёрселл посвятил этому событию оду "Из мрачных стран и ужасов войны" ("From hardy climes and dangerous foils of war"), намекая тем самым на родину принца и его недавнее участие в войне. (О нем говорили как о доблестном, хотя и несколько мрачном человеке; незадолго до того он спас своего брата - датского короля в битве со шведами.) От происхождения супруга поэт переходит к ожидаемым последствиям этого союза, предсказывая:

От брака твоего родятся короли,
Владыки грозные прославленной земли

        Несбывшееся пророчество! Из многочисленного потомства Анны не выжил ли один ребенок, который мог бы держать в руках скипетр; когда она умерла, измученная заботами и болезнями, британский трон занял немецкий принц.
        Сразу после свадьбы Карл, не особенно сожалея о суете государственного правления, отправился в Виндзор и оттуда в Уинчестер 44. 9 сентября состоялся торжественный молебен по случаю избавления короля от опасности. Когда в конце месяца он вернулся в Лондон, его встретили приветственной одой, в которой содержались отклики на текущие политические события * (* Король возвратился 25 сентября. Дата создания оды точно неизвестна. Воан-Уильямс (издание Пёрселловского общества, т. 15, с. VI) говорит о трех возможных датах: конец июня, конец сентября и конец октября. Первая из них неприемлема, так как заговорщики не были казнены до июля. Аранделл указывает на неправдоподобность третьей даты (октябрь), поскольку двор был в трауре по королю Португалии, брату, королевы (Arundell D. Henry Purcell. Oxford-London. 1927, p. 97). Не могу, однако, согласиться с ним в том, что 9 сентября - более вероятная дата празднования, чем 23 сентября; 9 сентября король все еще был в Уинчестере). Автор текста "Прочь, дерзкий мятежник" ("Fly, bold rebellion") - пятой приветственной песни Пёрселла - дополнил обычные комплименты выражением радости (несомненно, искренней) по поводу того, что "предатель рукой правосудья повержен"; причем композитор на заключительном слове весьма уместно использовал раскатистое нижнее ре солиста-баса.
        В ноябре Пёрселл написал свою первую оду, посвященную дню св. Цецилии 45, - "К усладе сердца снизойди" ("Welcome to all pleasures that delight"), использовав стихи Кристофера Фишбёрна. Ода была опубликована в следующем году с посвящением членам Музыкального общества, которые были устроителями торжества. Из титульного листа явствует, что день св. Цецилии "ежегодно отмечается народными празднествами", однако ничего не известно о том, как именно праздновался он в предшествующие годы. Ода, написанная Блоу в следующем году, озаглавлена "Второе музыкальное представление ("A second musical entertainment"); это наводит на мысль, что Пёрселл первым сочинил развернутое произведение к данному случаю. Начиная с 1684 года праздник проходил в Стейшнерз-Холле (Stationers Hall). Именно для него Драйден в 1687 году написал оду "Из гармонии, божественной гармонии", ("From harmony, from heavenly harmony"), которую первоначально положил на музыку Драги (введя одно-два нижних до специально для Джона Гостлинга), а впоследствии - Гендель. Описывая торжество 1691 года, газета "Джентлмэнз Джорнэл" характеризовала его как "одно из самых элегантных в мире; там нет формальностей; нет толчеи, как это бывает в других случаях, и обстановка всегда самая великолепная. Пока общество находится за столом, поочередно играют гобои и трубы". К 1683 году относится музыкальное воплощение латинского гимна св. Цецилии - "Laudate Ceciliam" ("Славься, Цецилия"), также предназначенное для празднования 22 ноября, однако место ее первого исполнения нельзя точно установить. Другая ода ко дню св. Цецилии - "Раздайся, глас" ("Raise, raise the voice") - также датируется 1683 годом на основании двух более поздних рукописей, однако достоверность этих сведений вызывает сомнение.
        В декабре Джон Хингстон скончался, и Пёрселл стал его преемником на посту хранителя духовых инструментов. В его обязанности входило наблюдение не только за регалями, вёрджинелами и органами, но и за флейтами и флейтами-рекордерами, его жалованье равнялось 60 фунтам стерлингов в год с добавлением оплаты дополнительных расходов. Должность не была синекурой: Хингстон был постоянно занят ремонтом, установкой, перестановкой и настройкой королевских органов в Уайтхолле, соборе святого Якова, Хэмптон-Корте и Виндзоре. Подробный отчет о его занятиях, сохранившийся в бумагах лорда-камергера, говорит о чрезвычайно оживленной деятельности. Новое назначение должно было сблизить Пёрселла с Бернардом Смитом, которому он оказал помощь в необычном состязании, состоявшемся в следующем году. Осенью 1682 года Смит был приглашен строить орган в церкви Темпла 46. Позже подобный заказ получил другой выдающийся строитель органов - Ренатус Хэррис. В феврале 1683 года было решено, что оба мастера воздвигнут свои органы в одном из залов юридических корпораций, а в мае специально учрежденная комиссия должна была определить лучший из двух инструментов для последующей установки в церкви.
        Как стало ясно из последующих событий, эту затею породило соперничество между старшинами двух юридических корпораций - Иннер-Темпл и Миддл-Темпл. В конце мая 1684 года Хэррис подал старшинам первой из названных корпораций прошение, в котором объявил, что его орган полностью готов и ему необходимо разрешение на установку инструмента в церкви. Ожидаемое разрешение было дано. Публичные соревнования, очевидно, начались несколько позже. По свидетельству Тадуэя, Смит подрядил Блоу и Пёрселла, чтобы они продемонстрировали превосходство его инструмента, в то время как Хэррис прибегнул к помощи Драги, также выдающегося органиста; "таким образом они продолжали соревноваться около года" * (* Рассказ Тадуэя содержится в его письме к сыну, которое известно по выдержкам, приведенным Хокинсом. Фактически Тадуэй утверждает, что Хэррис нанял Люлли, что явно невозможно. Хокинс высказывает предположение, что на самом деле это был Драги, чье имя также было Баптист (Баттиста)). В июне 1685 года старшины Миддл-Темпла решили, что "утомительное состязание" слишком затянулось. Предпочтение было отдано органу Смита "за нежность и полноту звука (помимо замечательных клавиатур, четвертных нот и прочих редких качеств)... и поскольку он лучше разукрашен и прочнее сделан". Инструмент Хэрриса они признали "гораздо более бедным и слабым". Но нельзя было надеяться, что соперничающие старшины сойдутся во мнениях. Другая сторона ответила встречным требованием назначить комиссию из беспристрастных судей, причем, как было многозначительно подчеркнуто, "лучших знатоков музыки", признанных обеими корпорациями.
        Спор продолжался, и старейшины Иннер-Темпла продолжали добиваться учреждения беспристрастной комиссии в феврале 1686 года. Тадуэй указывает, что окончательное решение было вынесено сэром Джорджем Джеффрисом, завоевавшим свой авторитет суждениями по гораздо менее трудным для понимания проблемам правосудия. Как бы то ни было, достоверно известно, что покупка смитовского органа не была совершена вплоть до июня 1688 года. Так и закончилось это памятное состязание. Рассказывают, что сторонники обоих мастеров прибегали к насилию. По сведениям Бёрни, которые он получил от "старого Розенгрейва" - вероятно, Томаса - в ночь перед последним испытанием язычков инструмента друзья Хэрриса распороли воздуходувные меха смитовского органа, после чего стороны "перешли к открытым и совершенно недопустимым враждебным действиям". Роджер Норт намекает на подобного рода разногласия и взаимное недоброжелательство. "Четвертные ноты", упомянутые выше, были связаны с введением двух добавочных звуков в каждой октаве; в органе имелись раздельные полуклавиши для звуков соль-диез и ля-бемоль, ре-диез и ми-бемоль - необыкновенная роскошь для Англии 47. Эти устройства сохранялись вплоть до 1879 года, когда орган был переделан. Многие части конструкции Смита были включены в новый инструмент, и до сего дня успешно используются в нем.
        В сентябре 1684 года Пёрселл сочинил еще одну приветственную песню "От чистых радостных утех" ("From those serene and rapturous joys"), посвященную возвращению Карла из Уинчестера. Это было его последнее произведение, созданное на службе у беспутного монарха. Король скончался в феврале. В начале месяца он еще пировал во дворце, окруженный придворными и наложницами, "через шесть дней, - как выразился Ивлин, - все обратилось в прах". Коронация герцога Йоркского, принявшего имя Якова II, состоялась уже в апреле. Пёрселл либо в качестве органиста аббатства, либо в качестве хранителя королевских органов был обязан подготовить для этой церемонии небольшой дополнительный орган в церкви аббатства. Инструмент был помещен в южной стороне алтаря, рядом с "Королевским хором вокальной музыки", располагавшимся на галерее. Инструменталисты находились в подобной же галерее на противоположной стороне алтаря, а хористы Вестминстера размещались вблизи большого органа с северной части хоров. Королевские музыканты были наряжены в одежды из алого сукна, а хористы были облачены в мантии, которые надевались поверх стихарей.
        Церемония началась с внесения регалий в Вестминстер-Холл, где два хора вместе с деканом и пребендариями должны были выразить королю свое почтение. Затем они заняли свои места в торжественной процессии, направившейся в аббатство. Во главе процессии шли певчие Вестминстера по четыре в ряд (самые молодые - впереди), за ними шел главный ризничий его величества и главный привратник дворца, за которыми следовали воспитанники капеллы, и среди них маленький Джереми Кларк. За ними шествовали шестнадцать хористов Вестминстера; семеро из них, служившие также в Королевской капелле, были замещены "другими особами, искусными в музыке". Далее следовали раздувалыцик органных мехов, служка ризницы и три музыканта, играющие на духовых инструментах - волынках (sackbuts) и дубль-куртале (double courtal), предшественнике современного контрафагота. За ними шли тридцать два музыканта Королевской капеллы; сперва восемь фальцетистов, затем восемь теноров, и наконец, шестнадцать басов, среди них "Генри Пёрселл, органист Вестминстера".
        Барабаны отбивали ритм марша, звучали трубы, и хор грянул антем доктора Чайлда "О боже, даруй королю долгие лета!" ("О Lord, grant the King the long life"), причем сам его автор, человек почтенного возраста, участвовал в процессии. Только одно недоразумение слегка нарушило гармонию праздника: органист Майкл Уайз находился тогда в немилости, и поэтому он был заменен другим музыкантом. Иногда полагают. что раз Пёрселл вместе с музыкантами Королевской капеллы принимал участие в процессии, то он не мог играть на органе в аббатстве. Однако для такого предположения нет оснований. Пёрселл был органистом Вестминстера, и его прямой обязанностью было играть на коронационной службе. Его участие в торжественном шествии само по себе не позволяет судить о том, что происходило в аббатстве.
        По прибытии короля и королевы хор Вестминстера исполнил первый антем, "Я счастлив был, когда мне говорили" ("I was glad when they said unto me"), сочиненный Пёрселлом за год или два до праздника. В официальном отчете композитор именуется "музыкантом Королевской капеллы" и "органистом собора св. Маргариты в Вестминстере". (В последней формулировке явно кроется ошибка, ибо из бумаг ризницы собора св. Маргариты видно, что с 1676 года и до самой своей смерти в 1708 году постоянным органистом церкви был Бернард Смит.) На службе по случаю коронации прозвучали девять антемов, среди них "Те Deum" Уильяма Чайлда и один из шедевров Пёрселла - "Мне сердце диктует" ("My heart is inditing"), "исполненный силами всех вокалистов и инструменталистов" после коронации королевы, - достойное завершение величественной церемонии. Поскольку два хора и инструменталисты были отделены друг от друга довольно большим пространством, сохранение ансамбля должно было представлять значительные трудности. На гравюре того времени изображен дирижер, прилагающий немалые усилия к тому, чтобы объединить разрозненные силы музыкантов.
        Позже, в том же году, Пёрселл в качестве клавесиниста вошел в число личных музыкантов нового короля. Его первым сочинением на новой службе, помимо коронационного антема, стала приветственная песня "Зачем, зачем безмолвны музы?" ("Why, why are all the muses mute?"), которая представляет особый интерес из-за содержащихся в ней намеков на неудавшийся мятеж. По-видимому, именно эту песню слышал Ивлин в день рождения короля, через восемь дней после возвращения двора из Виндзора, когда сам монарх удостоил его чести обсудить прослушанную музыку. Яков II льстиво выведен в песне под именем Цезаря, причем в ней наглядно изображена его устрашающая месть "ненавистному мятежнику":

Злодею грозному не ждать пощады -
Низвергнется он в бездну ада..

        В этот момент преподобный Джон Гостлинг должен был взять еще одно нижнее ре. В первом стихе поэт восклицал:

Проснись, ты слышишь: раздается пенье?
То Цезарь нам дарует вдохновенье,

но не похоже, что Цезарь вдохновил Пёрселла на сочинение этого приветствия, длинного и довольно утомительного. Сам композитор был достаточно высокого мнения о своем рондо-менуэте, чтобы шесть лет спустя включить его в музыку к пьесе "Разрубленный гордиев узел" ("The Gordian knot untied"), внеся одно-два небольших изменения, характерных для стиля зрелого художника.
        Музыку для двух драматических произведений датируют 1685 годом. Музыкальное сопровождение к трагедии Чарльза Давенанта "Цирцея" (первоначально положенной на музыку Бэнистером) несомненно пёрселловское по стилю, хотя авторство Пёрселла не доказано. Лишь только одна "Безумная песнь" ("Mad song") из пьесы Нэтэниэла Ли "Софонисба, или поражение Ганнибала" ("Sophonisba, or Hannibal's overthrow") впоследствии была включена в сборник "Orpheus Britannicus". Предполагается, что она исполнялась при возобновлении постановки в 1685 году. Однако нет уверенности в том, что Пёрселл написал к этому спектаклю и инструментальную музыку, указания на которую содержатся в тексте. Несколько песен было опубликовано в трех томах "Музыкального театра" ("Theatre of Music") в том же году, среди них вокальный дуэт на текст стихотворения Дёрфи "Кузнечик и муха" ("A grasshopper and a fly") - злой сатиры на герцога Монмаутского, содержащей прямые указания на его происхождение.
        Следующий год был довольно беден событиями, если не считать смерти сына Пёрселла - Томаса, который едва ли прожил больше недели, поскольку запись о его крещении отсутствует. В августе он был похоронен в аббатстве * (* В метрической книге не упоминается имя отца ребенка, но есть основания полагать, что это был сын Генри Пёрселла). В октябре Пёрселл сочинил вторую приветственную песню королю - "Вы, музы гармоничные" ("Ye tuneful muses").
        В июне 1687 года родился третий сын композитора; его окрестили Генри - в честь отца. Он прожил чуть больше двух месяцев и был похоронен в аббатстве рядом со своими братьями. В том же году выявились первые трудности, возникшие при новом правительстве. Пёрселл обнаружил, что ему не выплатили жалованье за его службу хранителем королевских органов и, что еще более вызывало опасения, не было отдано никаких распоряжений, о сохранении за ним этой должности в дальнейшем. Он был вынужден доказывать, что его работа является абсолютно необходимой, добиваясь выплаты задолженного жалованья и одновременно прося распорядиться о будущем. 10 июня казначейство передало его ходатайство Эдварду Гриффину, среди бумаг которого оно, несомненно, пылилось в течение нескольких месяцев, прежде чем на него был дан ответ. Шесть месяцев спустя, в декабре, печальный документ был передан на рассмотрение епископа Дарэмского, декана Королевской капеллы, который должен был определить, насколько законны требования Пёрселла. Еще через два месяца отсрочки епископ дал ответ, подтверждающий справедливость притязаний композитора; после чего, промешкав еще немного, чиновники в марте 1688 года, наконец, решились выплатить хранителю королевских органов причитающуюся ему сумму. Счет, представленный Пёрселлом казначейству, интересен как документ, проливающий свет на положение композитора при Якове II:

ф. с. ш. п.*

* Фунтов стерлингов - шиллингов - пенсов. - Ред.

Ремонт органа, в настоящее время законченный, состоявший в прочистке, настройке и приведении его в порядок стоит 40 ф. с.; ежегодный уход за инструментом будет стоить самое меньшее 20 ф. с......................................... 20
За использование клавесина, переноску его, настройку, за каждые 3 репетиции и исполнение песен королю - 4 ф. с. за каждую песню, за 4 различные песни по меньшей мере................................................................... 16
Поскольку жалованье хранителя при покойном короле равнялось 60 ф. с. в год, за все хлопоты и заботы, с которыми он неизбежно столкнется, ему причитается......................................................................................................... 20
Всего..................................................................................................................... 56 0 0
По этой причине я покорно молю назначить мне ежегодное жалованье в 56 ф. с., начиная с рождества 1687 года. И поскольку, как было указано выше, стоимость ремонта органа равна............................................................ 40 0 0
и уже представленный мною счет за период до нового года 1686 (т. е. 1687. - Дж. У.) составляет сумму в.................................................................... 20 10 0
работа же, выполненная с тех пор, оценивается в.......................................... 20 10 0
Всего..................................................................................................................... 81

я покорно молю отдать распоряжение о выплате мне жалованья в указанной сумме 81 фунт стерлингов.
        Ген. Перселл

        Финансовые затруднения Пёрселла побудили к деятельности менее высокопоставленного, но совершенно незаменимого слугу короля - раздувальщика органных мехов в капелле, жалованье которого, равное 10 фунтам в год, зависело от Пёрселла. Джордж Уатт оказался более проворным в выдвижении своих требований и более удачливым в получении быстрого ответа. Его петиция, в которой он делал упор на длительность своей службы, начавшейся еще во времена Реставрации Карла II, была передана декану капеллы 7 февраля 1687 года, и в течение трех недель гофмаршальская контора получила инструкции назначить просителю ежегодное жалованье, поскольку "деятельность просителя была признана деканом Королевской капеллы необходимой и достойной всяческих поощрений".
        Причины столь небрежного отношения к органу Королевской капеллы ясны. У Якова II, католика по вероисповеданию, была своя капелла в Уайтхолле, открытая в конце 1686 года. Она имела свой независимый штат, состоящий из органиста, его помощника, семи или восьми хористов, певчих, инструменталистов и таких второстепенных служителей, как капеллан, воспитатель и эконом для мальчиков, раздувалыцик органных мехов (который получал в два раза больше, чем бедный Джордж Уатт), настройщик клавесинов и специальный человек для ухода за инструментами. Для создания капеллы, достойной короля, не жалели никаких средств. Одни только певчие и инструменталисты стоили 1500 фунтов стерлингов в год, а когда король переезжал в Виндзор, его сопровождала собственная королевская капелла. В числе певчих и "григорианцев" 48 находилось несколько иностранцев, в частности Бартоломео Альбричи, служивший при предшествовавшем короле и одно время дававший уроки музыки юной Мэри Ивлин. Среди певцов-англичан были Джон Эбелл, прославленный фальцетист, любимец двора, и мистер Пордэдж, певец, также широко известный в лондонском обществе. Именно в "папистской капелле", как ее называл Ивлин, ему удалось услышать пение знаменитого кастрата Сифаче, и тогда же его поразило полное отсутствие благочестивого настроения, подобающего богослужению.
        Присутствие короля на службах католической капеллы, а также большие расходы, связанные с ее содержанием, должны были неблагоприятно сказаться на делах Королевской капеллы. Примечательно, что полный штат последней, составлявший в 1685 году тридцать два музыканта, которые принимали участие в коронации Якова II, к 1689 году был сокращен до двадцати трех человек. Правда, доктору Николасу Стэггинсу, "главе королевской музыки", было указано, что независимо от религиозных взглядов короля скрипачи должны выполнять свои обязанности в Королевской капелле, когда ее посещала принцесса Анна, принадлежавшая к англиканской церкви. По-видимому, если не считать пренебрежения к органу, богослужения проходили как и прежде. Во всяком случае, Пёрселл не прекращал писать церковную музыку. В рукописной книге, сохраненной семьей Гостлинга, семь антемов относятся к 1687-1688 годам.
        В октябре 1687 года Перселл сочинил последнюю приветственную оду Якову II. Ода "Звучи, труба" ("Sound the trumpet") была исполнена 14 октября в день рождения короля. "Юпитер-Цезарь неба, Цезарь-Юпитер земли", - восклицал поэт в порыве верноподданнических чувств, совсем не подозревая, что не пройдет и года, как "Юпитер земли" будет жить в изгнании по другую сторону Ла-Манша. О недолговечная людская память! После смерти Пёрселла на музыку оды были написаны другие слова, чтобы приветствовать Вильгельма III, возвратившегося из Фландрии. Вероятно, современники не без оснований почувствовали, что столь превосходная музыка должна быть спасена от забвенья. Сам композитор, несомненно, высоко ценил свое произведение, поскольку четыре года спустя он включил замечательную чакону из этой оды в постановку "Короля Артура" ("King Arthur"). К 1687 году относится также элегия на смерть Джона Плэйфорда, основателя издательской фирмы, с которой Пёрселл имел постоянные личные контакты. Текст элегии был написан Нэумом Тэйтом.
        В начале следующего года Пёрселлу представилась последняя возможность посвятить свое искусство царствующему дому. Еще в октябре 1687 года ходили слухи, будто королева ожидает ребенка, тогда еще преждевременные. Лишь в январе 1688 года эти слухи получили официальное подтверждение, после чего было отдано особое распоряжение отслужить благодарственные молебны во всех церквах Лондона и его ближайших пригородов; через две недели службы должны были пройти во всей стране. Именно для этого благодарственного молебна Пёрселл сочинил антем "Благословенны убоявшиеся бога" ("Blessed are they that fear the Lord"). Однако еще до конца года облеченный монаршей властью отец неожиданно бежал в Грейвзенд 49, а оттуда во Францию, в то время как вместо него воцарился Вильгельм III Оранский 50. В конце мая того же года в семье Пёрселла родился четвертый ребенок- девочка, названная в .честь матери Фрэнсис и оказавшаяся счастливее своих братьев, поскольку ей удалось выжить. 10 фунтов стерлингов, полученные Пёрселлом за подготовку служебников в Вестминстерском аббатстве, оказались полезным дополнением к семейному бюджету.
        Тогда же, весной, Пёрселл возобновил свою деятельность в театре, сочинив песни к пьесе Дёрфи "Предпочтение дурака, или Три герцога Данстэйблских" ("A Fool's Preferment, or the three Dukes of Dunstable"), которая являлась обработкой пьесы Флетчера "Благородный джентльмен" ("Noble gentleman"). Постановка была плохо принята, и лондонская публика столь резко выражала свое неодобрение, что пьесу вскоре пришлось снять с репертуара. Из восьми песен, которые, по-видимому, исполнялись. Уильямом Маунтфортом, одна, под названием "По звездам буду путь держать" ("I'll sail upon the dog-star"), сохраняет свою популярность у честолюбивых теноров и по сей день. В том же году Пёрселл опубликовал несколько музыкальных пьес в первом томе сборника Плэйфорда "Harmonia Sacra * (* "Священная гармония" (лат.) - Перев.), или божественные гимны и диалоги", в который были включены сочинения "лучших мастеров прошлого и настоящего", а литературные тексты в нем принадлежали перу "ученых и благочестивых авторов". Сборник открывается знаменитым вечерним гимном "Как солнце затмевает свет его" ("Now that the sun hath veii'd his light"), в него вошло также замечательное произведение на слова Герберта "Больными и голодными глазами" ("With sick and famished eyes"). В дополнение к своим собственным сочинениям Пёрселл отредактировал песни некоторых уже умерших композиторов. Из предисловия издателя мы узнаем, что "бережное отношение к репутации этих великих людей заставило его быть осторожным в выборе, чтобы не было напечатано ни одно произведение, которое из-за небрежности переписчиков могло бы бросить тень на доброе имя автора". Любопытная деталь выясняется из объявления, помещенного в конце тома: оказывается, "Сонаты на три голоса", изданные еще в 1683 году, в то время все еще продавались.


Комментарии

43 Тайберн - место казни уголовных преступников в северо-западной части старого Лондона. На открытых галереях располагались места для зрителей. Первые упоминания - с 1169 г., последняя казнь состоялась в 1783 г., после чего место казни было перенесено к Ньюгейтской тюрьме. вернуться к тексту
44 Уинчестер - город в графстве Хэмпшир, известный в средние века как крупный центр производства шерстяных изделий. В Уинчестере находится старейший готический собор (XI-XIV вв.) вернуться к тексту
45 По традиции 22 ноября считается в Западной Европе днем св. Цецилии, покровительницы музыки и музыкантов. В разных странах в этот день проводятся музыкальные фестивали. Первое празднество Музыкального общества, посвященное дню св. Цецилии, состоялось в Лондоне в 1683 г., в Эдинбурге - в 1696 г. Хвалебные оды в честь музыки и св. Цецилии писали Дж. Драйден, Т. Шедуэлл, У. Конгрив, Т. Дерфи и другие поэты, а также Г. Пёрселл, Дж. Блоу, Дж. Б. Драги, Дж. Кларк и другие композиторы. вернуться к тексту
46 Темпл (англ. - храм) - группа средневековых зданий, построенных рыцарями-темплиерами (храмовниками); считался священным местом, где запрещалось всякое насилие. Образует квартал в центре Лондона на берегу Темзы. В 1346 г. этот комплекс был пожалован королем юристам и стал называться "подворьем юристов". Там находились школы законоведения, юридические корпорации и адвокатские конторы. Различаются Иннер-Темпл (Внутренний Темпл) и Миддл-Темпл (Средний Темпл). Весь район пользовался особыми правами и не подчинялся городским властям. вернуться к тексту
47 В органе Смита звуки ми-бемоль и ре-диез, ля-бемоль и соль-диез различались по высоте, что было связано с реликтами натурального строя. вернуться к тексту
48 "Григорианцы" - исполнители григорианских песнопений, в которых мелодика достигала большой сложности. вернуться к тексту
49 Грейвзенд - порт на Темзе, который называли "воротами Лондона". вернуться к тексту
50 В 1688 г. в результате недовольства политикой короля Якова II партии вигов и тори объединились и призвали в Англию королем Вильгельма Оранского. В ноябре Вильгельм высадился в Англии, а в декабре Яков II бежал во Францию, где его приютил Людовик XIV. вернуться к тексту

Вернуться к оглавлению

Следующая глава

 

Вернуться на главную страницу