ШКОЛА СТАРИННОЙ МУЗЫКИ - БИБЛИОТЕКА
БИБЛИОТЕКА

Джек Уэстреп

Пёрселл

© Westrup J. A. Purcell. New York, 1962
© Л.: Музыка, 1980
© Перевод с английского А. Кочнева. Редакция перевода Н. Образцовой
© Предисловие и комментарии Л. Ковнацкой
Текст приводится без нотных примеров

Глава 1. Семья и детство
Глава 2. В королевской капелле
Глава 3. Учение и признание
Глава 4. Аббатство, двор и сцена
Глава 5. "Королевская музыка"
Глава 6. Зрелость и слава
Глава 7. Конец
Глава 8. Черты эпохи
Глава 9. Музыка и драма
Глава 10. "Дидона" и "Диоклетиан"
Глава 11. Другие оперы
Глава 12. Музыка к пьесам
Глава 13. Оды и кантаты
Глава 14. Церковная музыка
Глава 15. Инструментальные произведения
Глава 16. Стиль и эволюция
Приложение 1. Семья Пёрселла
Приложение 2. Список сочинений Пёрселла

От издательства
Предисловие
Предисловие автора

От издательства

        Предлагаемый перевод выполнен по изданию: Westrup J. A. Purcell. New York, 1962. Текст несколько сокращен: опущены некоторые малосущественные подробности, изъяты многочисленные ссылки на источники фактического материала (дневники, старинные английские издания и т. п.). В случае необходимости эти и другие сведения (в частности, подробный список вокальных сочинений Пёрселла, включая перечень песен из драматических спектаклей) читатель может найти в оригинальном издании книги, имеющемся в советских библиотеках.
        Список сочинений Пёрселла для настоящего издания уточнен и переработан А. Епишиным, им же составлен комментированный именной указатель.


Предисловие

        Автор предлагаемой книги Джек Аллен Уэстреп (1904-1975) -известный педагог, профессор Оксфордского и Бирмингемского университетов, редактор ежемесячного музыкального журнала и главный редактор "Новой оксфордской истории музыки", критик и оперный дирижер. Уэстреп писал статьи и книги о музыке. Среди его трудов особое место принадлежит монографии о Генри Пёрселле. Впервые вышедшая в свет в 1937 году, она неоднократно переиздавалась. Свою книгу Уэстреп писал, когда за его плечами был значительный практический опыт. В 20-е годы для Оксфордского оперного клуба он редактировал и готовил к изданию оперы старых мастеров ("Орфей" и "Коронация Поппеи" Монтеверди, "Купидон и Смерть" Локка и др.), а также дирижировал их исполнением, в 30-е годы он выступал как музыкальный критик. Книга Уэстрепа появилась на кульминационной волне многостороннего и пристального изучения творчества Пёрсёлла.
        Гениальный классик английской музыки Генри Пёрселл оставил огромное художественное наследие. Однако после смерти композитора (1695) в памяти соотечественников сохранялось лишь имя его, произведения же почти не исполнялись. Так прошло примерно полтора столетия.
        В 1836 году в Лондоне был организован Пёрселловский клуб (просуществовал до 1863 года), усилиями членов которого давались концерты духовной и светской музыки композитора. В своей деятельности клуб сталкивался с большими трудностями. Наследие Пёрсёлла не было собрано и систематизировано: его песни входили в разные собрания и антологии; антемы, находившиеся в репертуаре соборов, существовали в подчас разрозненных рукописных копиях, некоторые партитуры или части партитур исчезли (так, "Королева фей" была обнаружена лишь в 1901 году, подлинная рукопись "Дидоны. и Энея" не найдена до сих пор).
        Необходимость систематической и координированной работы по восстановлению в полном объеме наследия композитора вызвала к жизни Пёрселловское общество. Его открытие состоялось в 1876 году. Председателем стал обладавший огромным авторитетом Джордж Гроув, известный прежде всего как организатор и редактор издания английского Музыкального энциклопедического словаря. Комитет общества объединил в своем составе крупнейших профессоров Оксфорда и Кембриджа, ученых-исследователей, композиторов и музыкантов-практиков. Целью своей общество провозгласило собирание и издание произведений Пёрсёлла, а также их исполнение. В течение полувека (1878-1928) общество выпустило в свет 26 томов Полного собрания сочинений композитора, в 1957 году появился 27-й том, еще четыре тома (28-32) вышли в 1958 году.
        По мере публикации сочинений Пёрсёлла стали появляться труды о нем. Первая такая работа принадлежит Уильяму Хэймену Каммингсу. Ее три издания вышли в свет в 1881, 1911 и 1923 годах. Выдающийся деятель английской культуры, органист, хормейстер и дирижер общества "Священная гармония", певец-тенор, участвовавший в исполнении пассионов Баха, ораторий Генделя и Мендельсона, од и антемов Пёрсёлла, Каммингс был одним из главных, если не самым главным деятелем общества. И когда в 1887 году Пёрселловское общество было реорганизовано, Каммингс стал его главным редактором. Под его редакцией были опубликованы клавир "Дидоны и Энея" и три тома из Полного собрания сочинений.
        В 1904 году появилось исследование о музыке Пёрселла к драмам, автором которого был Уильям Баркли Сквайр - почетный секретарь общества. (Его имя связано с изданием ценной коллекции верджинелной музыки от елизаветинской до пёрселловской эпохи - двухтомной "Книги Фитцуильяма".) Под редакцией Сквайра в Полном собрании была опубликована одна из од св. Цецилии, трио-соната и кэтчи. Параллельно этому исследователь опубликовал статью "Пёрселл - теоретик", а также работы о "Королеве фей" и "Дидоне".
        Другой активный член Пёрселловского общества, Годфри Эдвард Пэлью Аркрайт, опубликовал в 1910 году работу о духовной музыке композитора. Эта книга родилась как итог длительного и кропотливого труда над 25 томами произведений староанглийских мастеров (выходили с 1889 по 1902 год) и подготовкой к печати антемов и других духовных сочинений Пёрселла.
        В дальнейшем множилось количество исследований, появлявшихся по следам деятельности Пёрселловского общества. Книга Денниса Арандёлла, опубликованная в 1927 году, создана организатором и участником сценических постановок "Королевы фей", "Короля Артура", "Дидоны и Энея". Поле изучения расширялось, и творчество Пёрселла начали рассматривать в контексте прямых и опосредованных связей с историей и культурой Англии. Такова вышедшая в 1932 году монография музыкального критика Артура Кейта Холлэнда. На столь благодатной почве и возникла книга Уэстрепа. Ей предшествовала статья того же автора "Правда и вымысел о Пёрселле" - публикация, свидетельствующая о кропотливой фактологической работе.
        С течением времени и за пределами Англии стали появляться труды о Пёрселле. Вот некоторые из них. Работа Дюпре на французском языке (1927), монография Райнхольда Зитца на немецком (1955). Важным событием стало издание в 1963 году в США масштабного "Аналитического тематического каталога произведений Пёрселла" Франклина Зиммермэна (ему же принадлежит и монографическое исследование, изданное в 1967 году). Отныне этот каталог является основой исследования о композиторе, о любом его произведении, любой области творческой деятельности.
        Особо важное значение приобрели труды советского ученого В. Д. Конен. Ряд статей о Пёрселле ("Британский Орфей", "Пёрселл и английская музыка", "Культура Пёрселловского двора"), опубликованных в авторском сборнике "Этюды о зарубежной музыке" (1975), посвящен наиболее актуальным проблемам личности и творчества композитора. Они образуют своего рода подступы к монографии. В них также определилась в общих чертах глубокая и новая концепция личности и творчества Пёрселла, которая легла в основу книги "Пёрселл и опера" (1978). В этой монографии искусство композитора, представленное сквозь призму одной, но богатейшей области его наследия, дано в многосторонних взаимосвязях с европейской музыкальной культурой, с ее опытом. В книге раскрыты пути дальнейшего, послепёрселловского развития не только английской, но европейской школы в целом. Впервые в музыкознании фигура Пёрселла - несмотря на специальный угол преломления научно-исследовательской проблематики - возникла на столь ярком и интенсивно насыщенном историко-теоретическом и социально-культурном фоне.
        Естественно, что названные выше новые, появившиеся в последние два десятилетия труды о Пёрселле учитывают все ранее накопленное, в том числе - и, наверное, прежде всего - монографию Уэстрепа. Содержащиеся в ней данные и факты творческой биографии композитора уточнялись. И все же книга выдержала испытания временем. Она остается одной из наиболее фундаментальных и одновременно увлекательных книг о Пёрселле.

Л. Ковнацкая


Посвящается Дж. К. С. Р. в знак дружбы и благодарности

                                                  ...Как с тобой
Часто в беседе мы солнца закат провожали.
                                         (Пер. с др.-греч. Л. Блуменау)

Меня влечет в нем не мятежный дух,
Значенье, чувство и любви дыханье...
Его душа в согласном струн звучанье –
Вот что манит, что наполняет слух.
                                     Джерард Мэнли Хопкинс

Предисловие автора

        Я должен поблагодарить его величество короля за разрешение воспроизвести страницу автографа Пёрселла из Королевской музыкальной библиотеки; мистера Б. Кэмпбелла Кука за ценную помощь в изучении родословной семьи Пёрселла; мистера Джералда Купера, секретаря Пёрселловского общества, за обеспечение меня материалами для списка произведений; профессора Эдварда Дж. Дента за прочтение этой книги в корректуре и целый ряд полезных советов; мистера Руперта Эрлбэча, секретаря Королевского музыкального общества; мистера К. Б. Олдмэна из Британского музея; доктора Перси Скоулза, который великодушно предоставил в мое распоряжение всю свою пёрселловскую картотеку; мистера Лоренса Тэннера и сотрудников библиотеки Вестминстерского аббатства.
        Присутствие столь многочисленных сносок в книге, предназначенной главным образом для широкого читателя, может вызвать удивление. Я был бы рад обойтись без них, если бы во всех случаях мог сослаться на какую-нибудь исчерпывающую и авторитетную работу по этой теме. Но из-за отсутствия какого-либо полного документированного исследования о Пёрселле или всеобъемлющего труда о музыке эпохи Реставрации в целом у меня не было иного выхода, кроме как сообщить все источники моей информации * (* В настоящем издании большинство ссылок на источники опущено. Читатель, который специально заинтересуется ими, может найти необходимые сведения в оригинальном издании книги. - Ред.) В конце концов, знание источника даже самых известных утверждений приносит удовлетворение, хотя никто, кажется, не чувствует сожаления по поводу того, что хорошо известные утверждения иногда имеют весьма шаткие основания. Рассматривая отдельные стороны творчества Пёрселла и черты его эпохи, я пользуюсь различными научными работами, цитируя их как достаточно авторитетные. Мой долг перед покойным мистером Годфри Аркрайтом, покойным Уильямом Баркли Сквайром, профессором Дентом, профессором Николлом и другими будет достаточно очевидным из последующих страниц.
        В связи с музыкальными примерами возникла проблема. "Значительное количество из них написано в оригинале для голоса и баса-континуо. Передо мной стоял выбор: либо сохранить этот голый скелет, либо воспользоваться расшифровками редакторов Пёрселловского общества. В первом случае, однако, могло возникнуть затруднение для читателя, не посвященного в тайны генерал-баса, а во втором - вся запись заняла бы слишком много места. Поэтому я пошел на компромисс, эскизно наметив на басовой строчке контуры гармонии. Такой способ во всех случаях не претендует на полноту расшифровки и, конечно, не дает законченного целого - это невозможно в пределах единственной нотной строчки, но позволяет получить хотя бы приблизительное представление об основе гармонической структуры. Я делал исключение из этого правила в тех случаях, когда голосу аккомпанируют облигатные инструменты, и в примерах из "Дидоны и Энея", где я использовал издание профессора Дента как иллюстрацию того, что может создать одаренный воображением ученый из сокращенной записи старинной партитуры.

Дж. А. У.
Лондон, декабрь 1936 г.

Замечание к третьему изданию

        Это издание несколько отличается от исправленного издания 1943 года. Я сделал одно исправление в тексте и дальнейшие уточнения в списке сочинений с помощью мистера Ричарда Ньютона.

Дж. А. У.
Оксфорд, июль 1946 г.

 

Вернуться на главную страницу