ШКОЛА СТАРИННОЙ МУЗЫКИ - БИБЛИОТЕКА
Музыкальная
эстетика средневековья и Возрождения
© "Музыкальная эстетика
западноевропейского средневековья и
Возрождения" М.: "Музыка", 1966
© Составление текстов и общая вступительная статья
В. П. Шестакова
СРЕДНИЕ ВЕКА
Музыкальная эстетика отцов церкви
Григорий Нисский
ок. 335 - ок. 394 годы
Брат Василия
Кесарийского, виднейший представитель
спекулятивной философии в греческом
христианском богословии своей эпохи. В молодости
был ритором, затем ушел в монастырь, с 371 года
епископ г. Ниссы. Григорию Нисскому принадлежит
ряд догматических трактатов, среди которых -
знаменитый диалог "О душе и воскресении, или
Макриния", представляющий очевидное
подражание "Федону" Платона и впервые в
истории христианского богословия ставящей
вопрос о размежевании сфер теологии и философии,
ряд толкований на книги "Ветхого завета",
выдержанных в духе близкой к неоплатонизму
философской аллегории, и др. Влияние на Григория
Нисского позднеантичного идеализма огромно.
Характерно, что у него мы встречаем похвальный
отзыв о христианском неоплатонике Оригене (III
век), свободомыслие которого стяжало ему в
христианской традиции репутацию еретика.
Развиваемое Григорием в его толкованиях на т. н.
"надписания" псалмов учение о
космологическом значении музыки идет от
пифагорейцев и проходит через всю историю
античной философии. Наряду с пифагореизмом
Григорий возрождает и гераклитовское понимание
гармонии как единства противоположностей.
Положение о том, что человек есть
"микрокосм", вмещающий в себе
в ежатам виде всю структуру "макрокосма",
зарождается у Аристотеля и стоиков, очень
характерно для языческого неоплатонизма IV века
(враг христианства Макробий говорит об этом в тех
же выражениях, что и его христианский
современник Григорий!), встречается у схоластов и
затем приобретает исключительное значение для
неоплатоников Возрождения - Парацельса, Беме и
особенно Бруно.
Толкование к надписаниям псалмов [О
музыке гармонии сфер]
В чем же суть
того несказанного и божественного наслаждения,
которое разлил по своим назиданиям великий Давид
и благодаря которому его уроки так охотно
воспринимаются человеческой природой?
По-видимому, всякий тотчас назовет причину, по
которой мы с удовольствием занимаемся псалмами и
всем подобным
, - благозвучный переход речи в напев (можно
дать и такой ответ) повинен в том, что все это
доставляет нам радость. И все-таки я скажу: даже
если такой ответ верен, им нельзя
удовлетвориться без дальнейшего рассмотрения
вопроса. Мне кажется, что философия, проявляющая себя в мелодии,
есть более глубокая тайна, чем об этом думает
толпа.
Что я хочу этим сказать? Приходилось мне слышать
от одного мудреца вот какое рассуждение о нашей
природе: человек есть некий "малый мир"
(микрокосм), заключающий в себе все, что можно
найти в "большом мире" (макрокосме). Между
тем порядок мироздания есть некая музыкальная
гармония, в великом многообразии своих
проявлений подчиненная некоторому строю и ритму,
приведенная в согласие сама с собой, себе самой
созвучная и никогда не выходящая из этого
созвучия, и этому не служат помехой
многообразные различия, обнаруживающиеся между
отдельными предметами мироздания. Когда
музыкант трогает струны плектром, он создает
мелодию из разнообразия звуков, и притом, если бы
все струны издавали один и тот же звук, мелодия
вообще не могла бы возникнуть. Совершенно таким
же образом пестрое смешение вещей в мировом
целом, повинуясь некоему стройному и нерушимому
ладу и согласуясь само с собой через
соподчинение частей, творит вселенскую мелодию.
Эта мелодия внятна для ума, ничем не
развлекаемого, но поднявшегося над внешними
ощущениями и слушающего напев небес. Как мне
представляется, таким слушателем был и великий
Давид, когда он, наблюдая разумную стройность
движений небес, расслышал, как эти небеса
повествуют о славе бога, своего устроителя.
Поистине, из мирового созвучия рождается гимн
непостижимой и неизреченной славе божьей; этот
гимн - согласованность мироздания с самим собой,
слагающаяся из противоположностей. Так,
противоположностями являются покой и движение, а
между тем они смешаны в природе сущего. Более
того, в самих этих началах [покое и движении]
можно видеть непостижимое смешение
противоположностей, так что в движении
проглядывает покой, а в неподвижности -
безостановочное движение. Так, все небесные тела
непрестанно движутся, или вращаясь вместе со
сферой неподвижных небес, или увлекаясь
движениями планет в противоположном
направлении; однако их равномерное движение в
строгой последовательности пребывает
постоянным и неизменным... Итак, сочетание
движения и покоя, осуществляющее себя в стройной
и нерушимой упорядоченности, есть некая
музыкальная гармония, из которой рождается
многосложное и непостижимое славословие той
силе, которая все это поддерживает. Расслышавши,
как мне представляется, это славословие, Давид
сказал в одном из псалмов (пс. 148, ст. I слл.), что
бога хвалят силы небесные, и сияние звезд, и
солнце, и луна, и небеса небес [...] Проникающее
мироздание взаимное сочувствие, подчиненное
строю, порядку и последовательности,
и есть первичная, изначальная и подлинная музыка.
Ее искусный творец, по неизреченному закону
мудрости вызывающий ее к жизни, есть устроитель
вселенной.
Коль скоро, следовательно, миропорядок в целом
есть некоторое музыкальное созвучие, творцом
которого является бог, как это говорит и апостол;
коль скоро человек есть "малый мир" и в то же
время образ и подобие того, кто придал стройность
мирозданию, - по необходимости все то, что
рассудок усматривает в макрокосме, должно
отразиться и в микрокосме: ведь часть целого
однородна с целым. В ничтожном осколке стекла,
как в зеркале, можно видеть весь солнечный диск;
так и в микрокосме, т. е. в человеческой природе,
проявляет себя вся музыка, которую можно
наблюдать в мироздании. И в части она
соответствует целому, насколько
целое может вместиться в части.
Это подтверждается и нашим телесным устройством,
искусно подготовленным природой для музыкальных
действий. Разве ты не видишь флейту гортани,
магаду нёба и работу языка, щек и губ, в точности
подобную игре плектра на струнах?
Итак, коль скоро все, что соответствует природе,
доставляет ей отраду, и поскольку установлено,
что музыка сродни нашей природе, именно в этом и
состоит причина того, что великий Давид примешал
к нравственному учению мелодию и как бы оросил
возвышенные догматы медовой сладостью,
доставляющей нашей природе возможность
некоторым образом созерцать и врачевать самое
себя. Это врачевание состоит в гармонической
соразмерности образа жизни, к которой, как мне
представляется, без слов и прибегая к загадкам
зовет нас мелодия. Быть может, музыка есть не что
иное, как призыв к более возвышенному образу
жизни, наставляющий тех, кто предан добродетели,
не допускать в своих нравах ничего
немузыкального, нестройного, несозвучного, не
натягивать струн сверх должного, чтобы они не
порвались от ненужного напряжения, но также и не
ослаблять их в нарушающих меру удовольствиях:
ведь если душа расслаблена подобными
состояниями, она становится глухой и теряет
благозвучность. Вообще музыка наставляет
натягивать и отпускать струны в должное время,
наблюдая за тем, чтобы наш образ жизни неуклонно
сохранял правильную мелодию и ритм, избегая как
чрезмерной распущенности, так и излишней
напряженности.
Отсюда следует объяснять и те великие дела
божественной музыки, которые свидетельство
истории приписывает Давиду: всякий раз, когда
Давид заставал Саула в состоянии душевной
омраченности, он так врачевал своими напевами
его недуг, что к тому возвращался здравый
рассудок. Из этого ясно, на что намекает таящаяся
в мелодии загадка: она учит, как
успокаивать болезненные возбуждения,
возникающие в нас под действием многоразличных
житейских событий.
Притом следует остановиться и на том
обстоятельстве, что эти наши напевы творятся по
иным законам, нежели у тех, кто чужд нашей
мудрости... безыскусственный напев сплетается с
божественными словами ради того, чтобы само
звучание и движение голоса изъясняло скрытый
смысл, стоящий за словами, каков бы он ни был.
Такова приправа и к этой трапезе [псалмов], как бы
уснащающая сладостью яства поучений.
MPG, t. 44, 1858, р. 440-443.
Толкования к надписаниям псалмов, II, 3
[Музыкальный аллегоризм]
Псалтерион -
это такой инструмент, который издает звучание
при помощи своих верхних частей; его мелодия
именуется псалмом. Итак, уже само его устройство
содержит иносказательный призыв к добродетели.
Бог повелевает, чтобы твоя жизнь была псалмом,
который слагался бы не из земных звуков (звуками
я именую помышления), но получал бы сверху, из
небесных высот, свое чистое и внятное звучание.
Слушатели этого псалма суть в иносказании те,
кому ты подаешь пример достойной жизни.
От музыкальных инструментов до слуха доходит
лишь звучание, а в пении одновременно слышатся и
мелодия напева, и членораздельные слова, в то
время как при одной инструментальной игре слова
по необходимости пропадают. Такое же различие
существует и между друзьями добродетели. В самом
деле, тот, кто в созерцательной жизни предал свой
ум познанию сущего, совершенствует себя таким
образом, что толпа этого видеть не может. Но тот,
кто с прилежанием трудится и над своим житейским
поведением, - такой человек, всенародно являя
пример добрых нравов, словно при помощи слова
уясняет всем музыкальную упорядоченность своей
жизни.
MPG, t. 44, р. 440 - 443.
О сотворении человека, IX
[Органы речи
человека как музыкальный инструмент]
Тот, кто обучен
музыке, но по телесному недостатку не имеет
собственного голоса, желая показать свое
мастерство, прибегает для напева к искусственным
"голосам" - к флейтам или к лире - и так делает
свое умение очевидным для других. Точно так и ум
человеческий, не будучи в состоянии
непосредственно передать движения своей мысли
душе (ведь она все воспринимает лишь через
посредство внешних чувств), подобно искусному
музыканту, приводит в движении своем
одушевленные инструменты и извлекает из них
звуки...
В звучании человеческого голоса как бы смешана
музыка флейты и лиры, одновременно издающих
согласованный звук. Когда дыхание, через жилы
бьющее кверху из своих вместилищ, при усилии
говорящего напрягает соответствующий орган,
возникает звук, подобно тому как он возникает в
флейте... А нёбо, воспринимая идущий снизу звук,
раздробляет его как бы двойным авлосом - выходами
ноздрей... В то же время щеки, язык и устройство
гортани - все это похоже на струны, по которым
движется плектр, настраивая их высоту сообразно
надобности. Губы, сжимаясь и разжимаясь,
производят то же самое, что и пальцы, бегающие по
отверстиям флейты и настраивающие ее звучание.
MPG, t. 44, р. 149.
О надписании псалмов
Псалом, песнь,
хвала, гимн и молитва следующим образом
различаются между собой: псалом есть мелодия,
требующая музыкального инструмента; песнь есть
напев человеческих уст, при котором звучат
членораздельные слова; гимн есть воздаваемое
богу благословение за дарованные нам блага.
МРG, t. 44, р. 459-460.
Перевод и вступительная статья С.
Аверинцева
вернуться к
оглавлению