БИБЛИОТЕКА |
В.П.Шестаков
"Музыкальная эстетика средневековья и Возрождения"
Вступительная статья к
хрестоматии
"Музыкальная эстетика западноевропейского
средневековья и Возрождения" М., 1966 (с. 5-92)
Глава I
СРЕДНИЕ ВЕКА
§ 1. Общие особенности музыкальной эстетики средневековья
Социально-историческая основа
Музыка - служанка церкви
Церковь и народная музыка
Музыка как наука
Моральное значение музыки
Числовая символика
§ 2. Музыкальная эстетика отцов церкви
Мелодия и текст
Критика светской музыки
Общий итог
Теория и практика
Учение о ладах
Классификация музыки
Музыка и воспитание
Общий итог
Глава II
ЭСТЕТИКА ВОЗРОЖДЕНИЯ
Социально-исторические предпосылки
Переход от средних веков к Возрождению
Проблема гармонии
Музыка и наслаждение
Музыка и общественная жизнь
Личность художника и проблема творчества
Античность и современность
Место музыки в системе искусств
Музыкальная эстетика эпохи Реформации
Общий итог
Изучение музыкальной эстетики
западноевропейского средневековья и
Возрождения представляет значительную
трудность хотя бы уже потому, что оно
предполагает широкое знакомство с самыми
разнообразными областями культуры этой эпохи-не
только с музыкой, но и с философией, математикой и
даже мифологией. Поэтому всестороннее и
исчерпывающее изучение музыкальной теории и
эстетики этого времени может быть результатом
только общих усилий целого коллектива
исследователей - музыковедов, философов,
историков.
В исследование
средневековой и ренессансной эстетики большой
вклад внесли советские музыковеды М. В.
Иванов-Борецкий, Р. И. Грубер (Р. И. Грубер История
музыкальной культуры, тт. 1-3, М., 1959), Т. Н. Ливанова
(Т. Н. Ливанова, История западноевропейской
музыки. М.-Л., 1940; ее же, Средние века и Возрождение,
в кн. "История европейского
искусствознания", М., 1962, стр. 64-68, 161-175) и др. В их
работах, посвященных главным образом истории
музыки и развитию музыкальной теории, получили
отражение и эстетические воззрения этого
времени, показана их связь с развитием музыки и
музыкальной теорией.
Однако дальнейшее
успешное изучение музыкальной культуры средних
веков и Возрождения наталкивается на целый ряд
трудностей, связанных прежде всего с отсутствием
в нашей литературе переводов и публикаций
крупнейших памятников музыкальной мысли
прошлого. Очевидно, что перед советскими учеными
стоит сложнейшая и ответственейшая задача
публикации и комментирования этих памятников.
В этом отношении наша
наука делает фактически только первые шаги.
Правда, в 20-х годах крупнейший советский историк
музыки М.В.Иванов-Борецкий собрал и перевел ряд
музыкальных трактатов эпохи средневековья и
Ренессанса, которые должны были быть
опубликованы в первом томе "Материалов и
документов по истории музыки". К сожалению, эта
работа осталась неизданной. Из отдельных
публикаций за последние годы можно указать лишь
издание В. П. Зубовым музыкального трактата
Николая Орезмского "О конфигурации
качеств", который был переведен им на
французский и русский языки. Этим, собственно, и
исчерпывается список публикаций и переводов
оригинальных текстов.
В этой области мы
значительно отстаем от зарубежного
музыкознания. В Италии и США существуют
специальные институты, которые занимаются
исключительно только публикацией и
комментированием музыкальных трактатов, главным
образом эпохи средневековья и Возрождения. В
ряде стран - в Западной Германии, Франции, США -
издается огромная периодическая литература по
вопросам музыкальной медиевистики, Ренессанса и
барокко. Однако было бы ошибкой не заметить во
всем этом обилии характерную для современной
буржуазной историографии тенденцию -
определенным образом истолковать это
историческое наследие, исказить его
действительный исторический смысл, приспособить
его к обоснованию современных формалистических
и мистических концепций музыки.
Характерно, что
наибольший интерес буржуазная эстетика и
музыкознание уделяют средневековью. Этот
интерес отнюдь не случаен. Он объясняется
стремлением дать своего рода историческое
обоснование и подтверждение тем
религиозно-мистическим и
абстрактно-математическим спекуляциям, которые
характерны для современной модернистской
эстетики. Отсюда постоянные аналогии между т. н.
"конкретной", "серийной" музыкой и
средневековой "мировой" музыкой,
"гармонией сфер", сопоставление голого
техницизма и математизма современных
авангардистов с числовой символикой
средневековья. Отсюда постоянный интерес к
наиболее консервативным идеям средневековой
музыкальной эстегики - представлениям о
"небесной музыке", о "магии чисел", о
музыке космоса, музыке ангелов и т. д. Такая же
идеализация средневековья характерна для книги
Анни фон Ланге "Человек, музыка и космос",
целиком основанной на средневековой идее о
трансцендентальном единстве человеческой души и
космоса. В полном соответствии со средневековыми
религиозными концепциями, автор пишет о том, что
"весь духовный организм человека, в котором
бессознательно покоится глубина музыкального
переживания, образуется из космоса при
посредстве гармонии сфер".
И в том и в другом случае
из средневековой эстетики берется и
идеализируется наиболее консервативное,
наиболее традиционное, - всё то, что даже в
средние века уже выступало в качестве
формального теологического привеска.
Несомненно, что всем этим
попыткам извратить наследие средневековой
эстетики, абсолютизировать в нем мистику и
схоластику мы должны противопоставить
объективное исследование сложного и
противоречивого процесса становления
европейского музыкального сознания. В известной
мере этому будет способствовать предпринимаемая
нами публикация важнейших
музыкально-теоретических трактатов
средневековья и Возрождения, которая имеет целью
документально представить более чем
десятивековое развитие музыкально-эстетической
мысли Западной Европы (смотри хрестоматию
"Музыкальная
эстетика западноевропейского средневековья и
Возрождения").