БИБЛИОТЕКА |
Музыкальная эстетика средневековья и Возрождения
© "Музыкальная эстетика
западноевропейского средневековья и
Возрождения" М.: "Музыка", 1966
© Составление текстов и общая вступительная статья
В. П. Шестакова
Иоанн Златоуст
ок. 350 - 407 годы
Крупнейший представитель греческого церковного красноречия, получивший свое лестное прозвище за ораторское искусство уже после смерти. В юности учился философии и прошел риторскую выучку у прославленного ритора-язычника Либания, в 369 году крестился и затем поднялся по ступеням церковной иерархии до сана патриарха Константинопольского. Однако его яростная борьба за чистоту нравов духовенства и мирян, как он ее понимал, вызвала ненависть двора и высшего духовенства; Иоанн был низложен, отправлен в суровую ссылку и умер в пути. Наследие Иоанна включает почти необозримое количество проповедей на случай и на праздники, толкований и "бесед" на различные части Ветхого и Нового заветов, аскетических трактатов о покаянии и писем. Столичная жизнь Константинополя с ее роскошью, зрелищами и играми особенно привлекала к себе внимание Иоанна как проповедника-"обличителя". Интересно содержащееся в беседе Иоанна на Исайю свидетельство о том, что в христианском богослужении даже во времена Златоуста еще не были окончательно изжиты элементы античной хорей.
Толкование на псалом VII [Святость церковных песнопений]
Ангелы витают с пением вокруг наших хоров.
Толкование на псалом XLI
Ничто так не возвышает душу, ничто так не окрыляет ее, не удаляет от земли, не освобождает от телесных уз, не наставляет в философии и не помогает достигать полного презрения к житейским предметам, как согласная мелодия и управляемое ритмом божественное песнопение.
О сокрушении сердечном
Слух неотступно и неуклонно устремлен лишь на одно: он ловит божественные речения и внимает полному благозвучия и духовности напеву, власть которого над душой, однажды ей предавшейся, столь велика, что человек, увлекшись мелодией, с радостью откажется от еды, от питья, от сна.
Толкование на псалом С [Идеал религиозной музыки]
Давид, обращаясь к нам с духовной и небесной мелодией, делает нас самих посредством этого напева духовными... Он поет не для того, чтобы польстить ушам; но желая усладить и усовершенствовать наш дух... Обычные песни и мирские мелодии, щекоча слух и обманывая разум, уводят нас от добра, но небесные
напевы приводят душу в стройную упорядоченность.Речь на свое рукоположение в пресвитеры
При песнопениях священнослужитель должен со вниманием следить не только за верностью слов, но и за состоянием своей души, когда она припоминает все эти слова.
Толкование на псалом CL
Иудеям было заповедано прославлять бога, пользуясь всеми музыкальными инструментами; так и нам повелевается хвалить его при посредстве всех наших членов- - очей, языка, слуха, рук... Иудеи не просто ударяли в кимвалы и не просто играли на кифаре, но по мере сил своих посредством кимвалов, труб и кифары делали внятным смысл псалмов; к этому они прилагали великое старание и прилежание.
Толкование на Послание Павла к колоссянам, II
I, 9, 2В псалмах сосредоточено все человеческое, в гимнах же нет ничего человеческого. Потому сначала наставь ребенка в псалмах, а уже тогда пусть он поет гимны, ибо последние более божественны. Силы небесные воспевают гимны, а не псалмы...
О Лазаре, V, 2 [Музыкальный аллегоризм]
Станем же флейтой, станем кифарой святого духа... подготовим себя для него, как настраивают музыкальные инструменты. Пусть он коснется плектром наших душ! Звучите согласным напевом, на радость I не только людям, но и силам небесным!
Беседы о покаянии, VI [Критика светского искусства]
Что за польза постящимся ходить на зрелища беззакония, посещать всеобщую школу бесстыдства, общественное училище распущенности, восседать на "седалище пагубы" (пс. I, ст. 1)? Да, не будет ошибкой назвать и "седалищем пагубы", и училищем распущенности, и школой бесстыдства, самыми постыдными наименованиями орхестру; это гнусное место, преисполненное всевозможнейших недугов, эту "пещь вавилонскую": в самом деле, дьявол загоняет город в театр, словно в некую печь, чтобы затем поджечь ее, подложив не хворост... а - что много хуже этого - распутные взгляды, непристойные слова, полные всяческой скверны, напевы и изнеженные мелодии.
Против иудеев, I [Критика иудаизма за введение театральности в культ]
Эти люди [иудеи] собирают изнеженных бездельников в хоры, устраивают великое сборище испорченных женщин и переносят в синагогу весь театр и актеров: ведь между театром и синагогой нет никакой разницы. Знаю, что некоторые найдут дерзким то, что я не нахожу никакого различия между театром и синагогой; я обвиняю в дерзости их, если они думают иначе.
Беседа I на гл. VI Исаии
Среди нас есть такие [люди], которые, презирая бога и обращаясь с изречениями духа святого как с самыми обычными словами, издают нестройные звуки и ведут себя нисколько не лучше бесноватых: они сотрясаются и вращаются всем своим телом, творя обычаи, чуждые духовной сосредоточенности. Жалкий и несчастный человек, тебе следовало бы со страхом и трепетом возглашать ангельское славословие, а ты переносишь сюда действия мимов и танцоров, непристойным образом вытягивая руки, притоптывая ногами и выворачиваясь всем телом. Как ты не боишься и не трепещешь, посягая на такие речения? Неужели ты не понимаешь, что здесь незримо присутствует сам господь, измеряя движения каждого и исследуя его совесть? Но ты и не думаешь об этом: ведь то, что ты видел и слышал в театрах, помрачает твой разум, и вот ты вносишь в церковные обряды театральные действия, вот ты изливаешь в нечленораздельных воплях беспорядочность твоей души! Чем помогут молитве беспрестанное воздевание и движение рук и вопль, громкий и натужный, но лишенный смысла? Разве все это - не действия женщин, торгующих собой на перекрестках, или театральных крикунов? Как ты не стыдишься возглашаемых тобою слов: "Послужите господу со страхом и восславьте его с трепетом" (пс. II, 11)?.. Ты скажешь: пророк увещевает славить бога ликующими возгласами. Но ведь мы запрещаем не такие возгласы, а нечленораздельный вопль,
не голос хвалы, а голос бесчинства, тщеславное состязание молящихся друг перед другом, праздное и неуместное воздевание рук, топтание ногами и все эти развратные и изнеженные обычаи бездельников, увеселяющихся в театрах или на ипподроме.Перевод и вступительная статья С. Аверинцева