ШКОЛА СТАРИННОЙ МУЗЫКИ - БИБЛИОТЕКА
БИБЛИОТЕКА

Музыкальная эстетика средневековья и Возрождения

© "Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения" М.: "Музыка", 1966
© Составление текстов и общая вступительная статья В. П. Шестакова

СРЕДНИЕ ВЕКА
Теоретики музыки

Кассиодор
ок. 490 - 593 годы

        Известный римский философ и ученый-энциклопедист Флавий Магнус Аврелий Кассиодор, так же как и Боэций, был связующим звеном между античной и средневековой культурами. Происходил из богатой сирийской семьи, занимал крупный пост при дворе Теодориха. Занимаясь в первую половину жизни государственной и политической деятельностью, вторую половину жизни провел в основанном им самим христианском монастыре Вивариуме. В монастыре под его руководством было переписано большое число памятников античной литературы. К этому периоду его жизни относится фундаментальное, энциклопедическое по характеру сочинение "О науках и искусствах" ("De artibus libris ас disciplinis liberalium litterarum"). На основе античной традиции Кассиодор излагает здесь обширные сведения по риторике, геометрии, арифметике, музыке.
        Высказывания Кассиодора о музыке в большей степени, чем сочинения Боэция, отличаются специфически христианской окраской. Излагая традиционные античные представления об этическом воздействии музыки, он подтверждает их библейскими легендами и ссылками на творца. Кассиодор интересуется также и современной ему литургической музыкальной практикой, в его сочинениях мы встречаем характеристику таких форм музыкального исполнения, как псалм и песня. В воззрениях Кассиодора на музыку явственно ощутимо неопифагорейское влияние. Отсюда у него склонность к мистике чисел, к числовому определению гармонии. Деление музыки Кассиодором на гармонику, ритмику и метрику использовал позднее Исидор Севильский. В дальнейшем Кассиодор оказал влияние на Рабана Мавра, Аврелиана из Реоме и др.


О науках и искусствах
Глава 5. О музыке

        1. Кто является изобретателем музыки. Некий Гауденций в сочинении о музыке говорит, что ее изобрел впервые Пифагор из звука молотков и ударов по натянутым струнам. Это сочинение наш друг Муциан, известный своим красноречием, перевел на латинский язык и качеством этого труда доказал свой талант. Пресвитер Климент Александрийский в книге против неверных говорит, что музыка берет свое начало от муз, и подробно рассказывает, каким образом были вымышлены сами музы. Музы были названы от "аро toy mantenein", т. е. от "испрашивания", так как древние хотели с их помощью просить о ниспослании [дара] песен и [искусства] модуляции голоса. Также у Цензорина в его книге "О дне рождения", написанной для Гая Церелмия, приводится подробное рассуждение о дисциплине музыке как о второй части "Астрологии". Поэтому небесполезно прочитать о том, что с большой проницательностью создано постоянным умственным размышлением.
        2. Каким образом музыка распространяется на все случаи нашей жизни. Итак, музыка распространяется на все случаи нашей жизни следующим образом: во-первых, если мы (поручаем себя создателю или чистыми помыслами служим заветам, предпосланным им. Далее. Когда мы говорим и внутри нас в жилах пульсирует кровь, считается, что эти качества связаны с гармоническими музыкальными ритмами. Конечно, музыка - это наука о правильной модуляции. И если мы говорим о ней (B доброй беседе, считается, что это имеет отношение к этой дисциплине, если же мы ведем неприятные разговоры, то [в этом] нет музыки. Также небо, и земля, и все, что движется в небесной выси, не обходятся без музыки, по свидетельству Пифагора, который говорит, что мир создан с помощью музыки и ею может управляться.
        3. О связи музыки с религией. Также связана она и с религией. Это - десять заповедей на декахорде, звук кифары, тимпаны, мелодии органа, звук кимвал. Нет сомнения, что сам псалтырь получил название от внешнего вида музыкального инструмента, потому что в нем содержится сладостная и приятная мелодия небесной музыки.
        4. Что такое музыка. Сейчас мы скажем о частях музыки так, как это завещано нам предками. Музыка - это дисциплина или наука, которая выражается в числах, которые каким-то образом содержатся в звуках: двойном, тройном, состоящем из четырех частей и прочих, выражающихся каким-нибудь образом.
        5. Части музыки. Музыка делится на три части: гармонику, ритмику и метрику. Гармоника - это музыкальная наука, которая в звуках различает высокий и низкий. Ритмика - это то, что изыскивает в соединении слов хорошие и плохие созвучия. Метрика изучает меры различных метров самым вероятным образом: например, [метр] героический, ямбический, элегический и прочие.
        6. Музыкальные инструменты. Есть три рода музыкальных инструментов: ударные, струнные и духовые.
        Ударные - это медные, серебряные или иные диски, которые от удара по твердому металлу издают приятный звон. Струнные - это нити струн, натянутые по правилам искусства, которые от малейшего прикосновения плектра издают чрезвычайно приятные звуки, ласкающие слух. Сюда относятся разные виды кифар. Духовые - это те, которые, будучи наполнены струёй воздуха, обращают ее в звук голоса. Это тибии, каламы [calami - дудки], органы, пандуры и прочие [инструменты] подобного же рода.
Cassiodor, De artibus ас disciplinis liberahum. - Gerbert, I, 15-16.

Перевод Л. Годовиковой

Введение к псалмам

        Глава 4. Псалм, как мы говорили, является музыкальным инструментом, сущность которого составляют звуки; на нем исполнялись божественные похвалы; песня же оглашала небесную славу человеческими голосами. Но ясно, что [и псалм, и песня] соединены [друг с другом], так как при божественных жертвоприношениях они исполнялись созвучным возгласом, и музыкальными инструментами, и хорами псалмодействующих. Псалтерий, как говорит Иероним,- это звучная деревянная впадина в форме буквы дельты, имеющая толстую выпуклую часть, где прикрепленные в строгом порядке нити струн при ударе по ним плектром производят, как говорится, сладчайшую мелодию. Ему противоположно устройство кифары, так как то, что у кифары находится внизу, у псалтериума, наоборот, в верхней части. Этот звучный и единственный в своем роде инструмент уподобляется телу господа-спасителя, поскольку как первый звучит из более высокого, так и второе восхваляет славное строение небесное.
        Глава. 5. Что такое псалм? Псалм - это когда из одного только музыкального инструмента, а именно псалтерия, изливается некая мелодия, сладостная и звучная.
        Глава. 6. Что такое песня? Песня - это то, что поется во славу бога, когда кто-то использует только свой свободный голос, не соединяясь в созвучной модуляции с каким-нибудь многоречивым музыкальным инструментом, т. е. то, что и теперь пополняется в похвалах божественности.
        Глава 47. Почему в псалмах, как мы видим, часто используются музыкальные инструменты, каковые, по-видимому, не столь услаждают уши, сколь пробуждают слух сердца? Но поскольку тем не менее этот звук и мелодия флейт в наш "век отделились от священного богослужения, нам предстоит с необходимостью исследовать понимание этого дела духовно. Музыка - это наука, которая рассматривает различия и сходства согласующихся между собой вещей, а именно звуков. Она справедливо используется для свершения дел, подобных [делам] духовным, так как добродетелью своего созвучия [гармонии] противостоит несогласию. Ведь когда мы псалмодействуем или когда ревностно трудимся, выполняя поручения господа, мы руководствуемся благодатью сладчайшей гармонии. И если причины этого дела ты бы глубоко обдумал, то увидел бы, что любое разумное существо, поскольку оно живет по велению своего творца, не исключено из этой гармонии. Нам, таким образом, заслуженно предписывается непрестанно воспевать господа, кифаредствуя и псалмодействуя, торжественно возглашать в медные и роговые трубы; так что пусть не будет сомнения в том, что эти сладкозвучные инструменты указывают на гармонию добрых дел.
        Глава 57. Язык наш, пока поет псалмодию, украшается достоинством истины; когда обратится к глупым разговорам - удаляется от части благородства.
        Псалтерий, как передается от предков, - музыкальный инструмент, подобно кифаре, пандуре и другим, которые откликаются на наши голоса сладчайшей мелодией; это, как мы часто говорили, способствует нашим добрым делам. Поэтому предписано, чтобы восхваление господа и псалтерий в одном находились согласии, чтобы, как языком мы прославляем божественность, так и славили его совершением добрых деяний. Ибо божественности радостна та похвала, когда деяния наши не противоречат качеству святых слов. Ведь как может быть такое, если псалм будет говорить о целомудрии, а певец не станет уклоняться от непристойности? Если псалм будет проповедовать смирение, а чтец его раздуется от чванства и гордости? Поэтому господом не может быть воспринято хорошо то, что, как известно, борется между собой в противоречивой враждебности. Ибо тогда господу радостно восхваление, когда в одном союзе объединяются и голос и жизнь.

Перевод М. Иванова-Борецкого

вернуться к оглавлению

Вернуться на главную страницу