ШКОЛА СТАРИННОЙ МУЗЫКИ - БИБЛИОТЕКА
Гайка оцинкованная цена еще здесь.
Музыкальная
эстетика средневековья и Возрождения
© "Музыкальная эстетика
западноевропейского средневековья и
Возрождения" М.: "Музыка", 1966
© Составление текстов и общая вступительная статья
В. П. Шестакова
СРЕДНИЕ ВЕКА
Теоретики музыки
Беда Достопочтенный
672-735 годы
Ученый монах и
теолог Беда, прозванный Достопочтенным (Venierabiirs),
родился в Дуртаме. Принадлежал к бенедиктинскому
ордену. Он был одним из первых писателей,
познакомивших англосаксов с античными
источниками. Его "Церковная история"
("Historia ecclesiastica gentis Anglorum") положила начало
историографии германских народов.
Беда - автор небольшого
трактата о музыке. Продолжая традицию, идущую от
Боэция, он уделяет основное внимание
теоретическим, спекулятивным проблемам музыки,
связанным с ее определением, классификацией и т.
д. Особый интерес в трактате Беды представляет
раздел, посвященный восхвалению музыки, в
котором польза ее обосновывается с точки зрения
практики и потребностей христианской жизни.
Практическая музыка
Прежде чем
заняться этой наукой, мы полагали, нужно знать,
что представляет собой музыка, музыкант и откуда
эти названия; каково ее происхождение, сущность,
на какие части и виды она делится, каковы [ее]
инструменты, какова польза и каково назначение.
Отсюда мы должны узнать, что музыка - это
свободная наука, дающая способность искусного
пения. Она делится на инструментальную,
человеческую и ритмическую. Инструментальная
предназначается для распознавания и различных
видов пения. Она же в свою очередь делится на
гармонику, ритмику и метрику. Гармоника - это то,
что различает звуки высокие и низкие. Также
гармоника есть то, что двояким образом состоит из
чисел (numeris) и мер (mensuris). Одно имеет отношение к
месту в соответствии с пропорциями звуков и
голосов, другое - ко времени в соответствии с
пропорциями долгих и кратких фигур. Также
гармоника-это различие модуляции, наука о
разнообразном пении и легкий путь к совершенству
пения, но более всего - пропорциональное созвучие
нескольких звуков и наука о числе, соотнесенном к
звуку.
Ритмика - это то, что в
построении слов отыскивает хорошее или плохое
соединение речений, а последнего нужно избегать
и в пении и в чтении.
Метрика - это то, что
указывает самым вероятным образом меру
различных метров, что раскрывается в
героическом, ямбическом и элегическом метрах.
Музыкант - это тот, кто,
применив рассуждение, основывает науку пения не
только на служении делу, но и на силе созерцания.
То же самое мы видим в трудах строительных и
военных: ведь называются имена тех, властью и
рассуждением которых здания были построены, им
приписываются здания и назначаются триумфы, а не тем, чьими трудами и службой они
завершены. Отсюда следует и определение метрики.
Между музыкантом и певцом
- большая разница. Первые понимают, вторые
исполняют то, что создает музыка, а тот, кто поет,
чего не понимает, называется скотом. Отсюда
стихотворение: "Скот, а не певец тот, кто поет,
основываясь не на искусстве, а на опыте". Но
истинного певца создает не искусство, а учение.
Музыка получила название
от муз, которые, по преданию, считаются дочерьми
Зевса, и может рассматриваться с двух точек
зрения: с точки зрения размера (modum) и не с точки
зрения размера (non modum). С точки зрения
размера, как здесь утверждается, это долгота или
краткость пения, что вообще, как и у нас,
называется органом в соответствии с
определенной мерой, о чем мы теперь представляем
исследование. Не с точки зрения размера - когда
она принимается умозрительно, как будто бы нигде
не были исследованы никакие свойства ее
сущности. Разновидность науки такого рода - это
знание гармонической модуляции, которая
создается из согласия очень многих звуков и из
композиции долгих и кратких фигур. Ее сущность -
это звук, упорядоченный в соответствии с
размером. Звук берется в соответствии с
различием мелодии и в согласованности,
(располагается в соответствии с размерами
времени в фигурах, находящихся перед законченной
паузой, в соответствии с размером, сообразно с
количеством долгих и кратких фигур, которое
состоит из акцента и протяженности звука.
Теоретическая музыка
имеет свои разделы, практическая - свои. В
практической музыке три раздела: учение о низком
звуке, о среднем и о высоком.
Три части теоретической
музыки - о возможности этого искусства находить
невмы и изучать их численные соотношения, о том,
сколько существует их видов, об объяснении
пропорций некоторых из них, в других случаях - об
изображении всех этих [невм] и об обучении видам
рядов (ordinum) и их расположениям, на основании
которых можно получить у них что угодно и
составлять на их основании гармонии. Ее вид -
различение субъектов, из которых создаются
невмы; ведь они создаются то посредством голоса,
то посредством дуновения, то посредством
прикосновения: голоса у человека, дуновения в
тибии, прикосновения в псалтерии, кифаре и
подобном им.
Практическая и
теоретическая музыка имеет различные
инструменты. Инструмент теоретической музыки -
это исследование и разъяснение соотношений,
звуков и голосов. Инструменты практической
музыки бывают естественными (naturale) и
искусственными (artificiale). Естественные - легкие,
горло, язык, небо и прочие члены, издающие
дыхание, т. е. вообще относящиеся к
голосу и гортани. Искусственные инструменты - это
орган, виола, кифара, атола, псалтерии и т. д.
Польза же ее [музыки]
велика, удивительна и очень совершенна (virtuosa), раз
она осмелилась выйти за пределы церкви. Ведь ни
одна наука не осмелилась выйти за пределы церкви;
с ее помощью мы должны восхвалять и
благословлять псалмопевца мира, исполняя в его
честь новую песнь (canticum novum), как учили наши святые
отцы-пророки. Ведь божественные богослужения, с
помощью которых нас призывают к вечному
прославлению, ежедневно совершаются с ее
помощью. И по свидетельству Боэция, среди семи
свободных искусств музыка занимает первое место,
ничто не пребывает без нее. Говорят, что сам мир
создан гармонией звуков и само небо
развертывается под мелодию гармонии. Среди всех
наук музыка является наиболее достойной похвалы,
царственной, приятной, радостной, достойной
любви, ведь она делает человека благоразумным,
приятным, царственным, радостным, достойным
любви, она действует на чувства людей, приводит в
различное состояние, как, например, в сражениях.
Ведь звук труб воспламеняет сражающихся, так как
чем сильнее звук, тем более стремится к бою душа.
Что же еще? Действительно, музыка побуждает
смертных переносить трудность, облегчает
мелодией голоса усталость от любого труда, она
успокаивает смятенные души, так как снимает с
сознания скорбь и грусть, отгоняет злых духов и
дурные пороки. Поэтому оказывается, что она
полезна для спасения тела и души, а именно: когда
теряет силы тело от слабости души, то и ей самой
становится трудно. По этой причине забота о теле
часто осуществляется с помощью заботы о душе, с
помощью приведения в порядок своих сил и
воздержанности в соответствующих случаях. Ведь
говорят, что Давид освободил царя Саула от злого
духа искусством мелодий. Также и животные -
ползающие, обитающие в воде, летающие - услаждают
себя собственной музыкой. И когда мы говорим и в
наших венах пульсирует [кровь], считается, что это
тоже гармония, соединенная с пользой.
Практическая и
теоретическая музыка имеет различное
назначение. Практическая музыка заключается в
том, чтобы создавать гармонию и искусство,
способные действовать на человеческие души.
Теоретическая состоит в том, чтобы познавать
виды гармоний, т. е. из чего они составляются, для
чего составляются и как составляются. Назначение
ее состоит в том, чтобы познавать и сохранять
долгие и краткие фигуры, формы, их измерения,
качества и количества, сходства и несходства
соотношений, звуков и голосов, правильное
написание. Ее назначение - регулярно это
описывать так, чтобы можно было соответствующим
образом с ее помощью изобразить любое пение, как
бы оно ни было разнообразно.
Beda Venerabilis, Musica practica,
MPL, t. 90, p. 920-922.
Перевод Л. Годовиковой
вернуться к
оглавлению