ШКОЛА СТАРИННОЙ МУЗЫКИ - БИБЛИОТЕКА
БИБЛИОТЕКА

Музыкальная эстетика средневековья и Возрождения

© "Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения" М.: "Музыка", 1966
© Составление текстов и общая вступительная статья В. П. Шестакова

СРЕДНИЕ ВЕКА
Высказывания философов о музыке

Иоанн Скотт Эриугена
810-877 годы

        Средневековый философ-неоплатоник, родился в Ирландии. По приглашению французского короля Карла Лысого Эриугена едет в качестве преподавателя философии и теологии в Париж, где занимается переводом на латинский язык сочинении Дионисия Ареопагита, Григория Нисского и др.
        Эриугене принадлежит целостное философское сочинение "О разделении природы" ("De divisione naturae"). Наряду с философскими вопросами в этом сочинении рассматриваются и некоторые проблемы музыкальной теории, в частности проблемы гармонии и многоголосия. Эриугена одним из первых в средневековой литературе говорит об эстетическом значении и выразительности полифонической музыки, дает определение таких форм многоголосия, как диафония и органум.


О разделении природы

        Я замечаю, что ничто другое, вызывая красоту, не является столь приятным душе, как разумные интервалы различных голосов, которые, соединяясь между собой, производят сладость музыкальной мелодии. Не звуки различные вызывают гармоническую приятность, а [соразмерность] звуков и пропорции, которые воспринимает и различает внутреннее чувство одной только души.
        Музыка есть наука, светом разума освещающая гармонию всего, в познаваемом движении или в столь же познаваемой неподвижности находящегося.
        Мелодия органума состоит из различных качеств и количеств: голоса то звучат, отделяясь друг от друга на большее или меньшее расстояние, то, напротив, сходятся друг с другом, согласно некоторым разумным законам музыкального искусства, по отдельным ладам, создавая какую-то естественную прелесть.
        [Диафония] начинается с тона [в унисон], затем она идет в интервалах простых или сложных и, наконец, возвращается к своему началу - тону [унисону], в котором и есть ее сущность и ее сила.
Приводится по изданию: MPL, t. 122.

Перевод М. Иванова-Борецкого

вернуться к оглавлению

Вернуться на главную страницу