ШКОЛА СТАРИННОЙ МУЗЫКИ - БИБЛИОТЕКА
Музыкальная
эстетика средневековья и Возрождения
© "Музыкальная эстетика
западноевропейского средневековья и
Возрождения" М.: "Музыка", 1966
© Составление текстов и общая вступительная статья
В. П. Шестакова
СРЕДНИЕ ВЕКА
Высказывания философов о музыке
Иоанн Скотт
Эриугена
810-877 годы
Средневековый
философ-неоплатоник, родился в Ирландии. По
приглашению французского короля Карла Лысого
Эриугена едет в качестве преподавателя
философии и теологии в Париж, где занимается
переводом на латинский язык сочинении Дионисия
Ареопагита, Григория Нисского и др.
Эриугене принадлежит
целостное философское сочинение "О разделении
природы" ("De divisione naturae"). Наряду с
философскими вопросами в этом сочинении
рассматриваются и некоторые проблемы
музыкальной теории, в частности проблемы
гармонии и многоголосия. Эриугена одним из
первых в средневековой литературе говорит об
эстетическом значении и выразительности
полифонической музыки, дает определение таких
форм многоголосия, как диафония и органум.
О разделении природы
Я замечаю, что
ничто другое, вызывая красоту, не является столь
приятным душе, как разумные интервалы различных
голосов, которые, соединяясь между собой,
производят сладость музыкальной мелодии. Не
звуки различные вызывают гармоническую
приятность, а [соразмерность] звуков и пропорции,
которые воспринимает и различает внутреннее
чувство одной только души.
Музыка есть наука, светом
разума освещающая гармонию всего, в познаваемом
движении или в столь же познаваемой
неподвижности находящегося.
Мелодия органума состоит
из различных качеств и количеств: голоса то
звучат, отделяясь друг от друга на большее или
меньшее расстояние, то, напротив, сходятся друг с
другом, согласно некоторым разумным законам
музыкального искусства, по отдельным ладам,
создавая какую-то естественную прелесть.
[Диафония] начинается с
тона [в унисон], затем она идет в интервалах
простых или сложных и, наконец, возвращается к
своему началу - тону [унисону], в котором и есть ее
сущность и ее сила.
Приводится по
изданию: MPL, t. 122.
Перевод М. Иванова-Борецкого
вернуться к
оглавлению