ШКОЛА СТАРИННОЙ МУЗЫКИ - БИБЛИОТЕКА
Музыкальная
эстетика средневековья и Возрождения
© "Музыкальная эстетика
западноевропейского средневековья и
Возрождения" М.: "Музыка", 1966
© Составление текстов и общая вступительная статья
В. П. Шестакова
СРЕДНИЕ ВЕКА
Высказывания философов о музыке
Фома Аквинский
1225-1274 годы
Виднейший
средневековый философ-схоласт. В своих
философских сочинениях пытался соединить идеи
средневековой философии (в частности, Августина)
с философией Аристотеля.
Отдельные высказывания
Фомы о музыке разбросаны в его различных
сочинениях. Для Фомы характерна тенденция к
возрождению античных представлений о
музыкальной устроенности космоса: он говорит о
гармонии сфер. При этом у него сохраняются
традиционные средневековые представления о
музыке как теоретической дисциплине,
подчиненной и низшей по отношению к математике. В
многочисленных высказываниях о сущности
гармонии чувствуется сильное влияние эстетики
Августина с ее учением о "единстве и
пропорциональности". Гармония наряду с
совершенством и ясностью рассматривается Фомой
в качестве одного из главных условий красоты.
Заслуживает интереса и
попытка Фомы ответить на вопрос о том, нужно ли
включать пение в богослужение. Как обычно, Фома
начинает с изложения доводов против той точки
зрения, которой сам придерживается, а затем в
положительной части он опровергает эти доводы,
допуская музыку как средство для "усиления
благочестивого чувства".
Должно ли включать напевы в
богослужение?
1. Представляется, что напевы не
следует включать в богослужение, ибо апостол
говорит: "Уча и наставляя друг друга в псалмах,
и гимнах, и напевах духовных" (послание Павла к
колоссянам, 3, 16). Следовательно, представляется,
что не должно в богослужении пользоваться
напевами плотскими, но только духовными.
2. Далее. Иероним в
толковании на послание к эфесянам говорит: "Пусть
это послушают молодые люди, пусть послушают те,
на кого возложена обязанность петь в церкви: бога
должно воспевать не голосом, но сердцем!
Непристойно наподобие трагических певцов
смазывать особым средством гортань и горло,
чтобы в церкви слышались театральные мелодии и
напевы".
3. Далее. Славить
бога следует равно малым и старейшим. Но
старейшим в церкви петь не приличествует.
Следовательно, представляется, что напевы не
должно принимать в богослужение.
4. В "Ветхом
завете" бога воспевают посредством
музыкальных инструментов и посредством
человеческого голоса, как свидетельствует
псалом XXXII, ст. 2: "Исповедуйте господа на
кифаре, на псалтерионе десятиструнном славьте
его; воспойте ему песнь нову".
Однако
музыкальные инструменты, как-то кифары и
псалтерионы, церковь не приняла в богослужение,
дабы не казалось, что она подражает иудеям.
Следовательно, представляется, что и напевы не
должно принимать в богослужение.
5. Далее.
Славословие, творимое в уме, важнее, нежели
славословие уст. Однако славословие, творимое в
уме, терпит помехи по причине пения как потому,
что усердие поющих отвлекает их от размышления
над тем, что они поют, так и потому, что напеваемые
слова труднее разобрать слушающим, нежели просто
произносимые.
Заключение.
Представляется, что принятие напевов в
богослужении ради возбуждения благочестивого
чувства у нетвердых в вере было благотворным
установлением.
Славословие
вслух необходимо для того, чтобы человеческое
чувство обращалось к богу. Далее, очевидно, что
под действием различных музыкальных мелодий
человеческие души соответственно приходят, в
различные состояния, как это установлено
философом [т. е. Аристотелем, "Политика", VIII, 5-7] и Боэцием ["Музыка", глава I].
1. На первый довод
должно возразить, что духовным позволительно
назвать не только напев, который воспевается в
уме, но и такой, который воспевается внешним
образом и при помощи уст, коль скоро через такие
напевы усиливается духовное рвение к богу.
2. На второй довод
должно возразить, что Иероним порицает не пение
вообще, но обличает тех, кто в церкви поет на
театральный лад не ради усиления благочестивого
чувства, но дабы показать себя и понравиться.
3. На третий довод
должно возразить, что, действительно,
благороднее обращать людей к благочестию
посредством поучения и проповеди, нежели
посредством пения. И поэтому диаконы и прелаты,
коль скоро они имеют возможность обращать к богу
людские сердца посредством проповеди и поучения,
не должны предаваться песнопениям, дабы они не
были исключены из числа "старейших".
4. На четвертый
довод должно возразить, что, по словам философа ("Политика",
VIII, 6), "не следует вводить в обучение ни флейт,
ни другого искусственного музыкального
инструмента, как-то кифару или еще что-либо
подобное". В самом деле, музыкальные
инструменты подобного рода больше возбуждают
душу к наслаждению, нежели упорядочивают ее. В
"Ветхом завете" идет речь о пользовании
такими инструментами как потому, что тогда народ
был более грубым и плотским и на него приходилось
воздействовать игрой подобных инструментов, так
и по той причине, что эти вещественные
инструменты имеют некоторый иносказательный
смысл.
5. На пятый довод
должно возразить, что если кто с увлечением
предается пению, подчиненному приятности, то дух
действительно отвлекается от размышления над
тем, что поется. Однако, если кто поет из
благочестия, он более прилежно, чем при чтении,
размышляет над словами, и происходит это как
потому, что он дольше задерживается на одних и
тех же словах, так и по той причине, что, как
говорит Августин ("Исповедь", X, 33), "все
движения нашего духа, соответственно своему
различию, имеют отвечающие им интонации в голосе
и пении и по таинственному сродству вызываются
последними". Так же обстоит дело и со
слушающими песнопение: даже если они не понимают,
что поется, они, во всяком случае, понимают, чего
ради поется песнопение, т. е. во славу божью; а
этого достаточно для возбуждения благочестивого
чувства.
Приводится по
изданию: S. Thomas Aquinas, Summa theologica, Secunda secundae, q. 91, art. 2,
1901.
Фрагменты
[Отголоски
античной музыкальной космологии]
Мироздание не
может быть совершеннее: если бы какой-нибудь один
предмет стал бы совершеннее, нарушилось бы
соотношение целого, подобно тому как нарушается
мелодия, если одну струну кифары натянуть сверх
должного ("Summa theologica", I pars, q. 25, art 2).
Из движения звезд
возникает некоторая гармония, т. е. согласованное
звучание ("Expos. in IV libros Aristotelis de caelo et mundo").
[Математическая основа музыки]
Подобно тому
как перспектива зиждется на начальных
положениях, устанавливаемых при помощи
геометрии, так и музыка основывает себя на
законах арифметики ("Summa theol.", pars, q. 1, art 2).
Подчиненной дисциплине
свойственно занимать познания у более высокой,
как это имеет место с музыкантом, занимающим
познания у математика ["арифметика"] ( "Summa
theo1.", q. I, art. 5, ad 2).
Перевод С.
Аверинцева
[О природе гармонии]
Мы называем
человека прекрасным вследствие правильной
пропорции членов в их величине и расположении, а
также вследствие того, что имеет яркий и
блестящий цвет. Соответственно этому и в других
случаях следует принять, что прекрасным
называется все то, что имеет свойственную своему
роду ясность, либо духовную, либо телесную, и,
во-вторых, что является устроенным в должной
пропорции ("In Divin. Norn.". 362).
Как можно понять из слов
Дионисия, понятие красоты складывается как из
ясности, так и ив должной пропорции. Именно: он
[Дионисий] говорит, что бог называется
прекрасным, поскольку во всех вещах является
причиной гармонии и ясности ("Summa theol.", IIa, IIae,
quaest. 145, art 2).
Прекрасное требует
наличия трех условий: первое есть цельность или
совершенство вещи, ибо то, что имеет изъян,
является уже через это самое безобразным. Второе
есть должная пропорция или согласованность. И
третье - ясность; вследствие этого обо всем, что
имеет блестящий цвет, говорят, что оно прекрасно ("Summa
theol.", I quaest. 39 а. 8).
К сущности прекрасного
относится то, что его созерцание или познание
удовлетворяет желание. Поэтому также чувства,
наиболее действенные в познании и будучи на
службе разума, именно зрение и слух, имеют особую
связь с прекрасным; говорим также о прекрасных
видах и прекрасных голосах. Когда же вместо этого
речь идет о других чувствах, то не пользуемся
словом "прекрасное", не говорим поэтому о
прекрасных вкусах и запахах. Отсюда вывод, что
прекрасное добавляет к добру некую
соотносительность с познавательной
способностью, и поэтому благом следует называть
то, что просто удовлетворяет желание. Прекрасным
же называется то, что доставляет радость самим
своим восприятием ("Summa theol.", I а, II ае, q. 27, art. 1,
ag. 3).
Лев радуется, когда видит
или слышит оленя, который станет его жертвой.
Человек радуется совсем в другом смысле и не
только ради пищи, но также и по причине
согласованности чувственных впечатлений.
Поскольку же чувственные впечатления,
вытекающие из других чувств, приятны в силу своей
согласованности, например, когда человек
восхищается хорошо гармонирующими звуками,
такое удовольствие не имеет отношения к
поддержанию жизни ("Summa theol.", II а, II ае, quaest. 141,
art 4, ag. 3).
Известно, что гармония в
собственном смысле слова есть согласованность
звуков; но они * (* Имеются в виду Демокрит и
Эмпедокл. - Прим. ред.) перенесли это название на
любую правильную пропорцию, возникающую в вещах,
составленных из разных частей или соединенных из
противоположных. Согласно этому, следовательно,
гармония может означать две вещи: либо само
составление или соединение, либо пропорцию этого
составления или соединения ("De an". I, lect. 9 n 135).
Перевод К.
Долгова
вернуться к
оглавлению