ШКОЛА СТАРИННОЙ МУЗЫКИ - БИБЛИОТЕКА
Музыкальная
эстетика средневековья и Возрождения
© "Музыкальная эстетика
западноевропейского средневековья и
Возрождения" М.: "Музыка", 1966
© Составление текстов и общая вступительная статья
В. П. Шестакова
ВОЗРОЖДЕНИЕ
Реформация в Германии
Пети-Коклико
1500-1563 годы
Нидерландский
музыкант и теоретик Андриан Пети-Коклико
является учеником известного композитора
Жоскина Депре. Первоначально он руководит
церковным хором, служит в капелле папы Павла III. В
1545 году Пети-Коклико переезжает в Германию. В
Виттенберге, где он живет долгое время, вступает
в связь с немецкими гуманистами, дружит с
Меланхтоном.
Пети-Коклико принадлежит
музыкальный трактат "Compendium musices", который
был издан в 1552 году в Нюрнберге. В этом сочинении,
выступая против музыкантов "математического
толка", он уделяет большое внимание вопросам
музыкального воспитания, искусству
импровизированного контрапункта и всевозможным
музыкальным украшениям в пении.
Андриан Пети-Коклико о своем учителе
Жоскине Депре (1552 год)
Я хотел бы с
полным убеждением, без устали внушать юношеству,
чтобы оно не придерживалось работ музыкантов
математического толка, произведения которых
вызывают лишь перебранку ;и запутывают простые
вещи. Пусть лучше юношество обратит все свои
духовные силы на то, чтобы красиво петь и уметь
подкладывать под музыку надлежащие слова.
И мой учитель, Жоскин,
также никогда не сочинял учебников и не читал их,
ибо он не давал своим ученикам долгих и пустых
предписаний, а в самом пении с помощью немногих
слов обучал правилам, которые необходимо знать
непосредственно для исполнения. Если его ученики
были точны, овладевали хорошим произношением,
искусством уместного украшения, хорошим умением
подкладывать текст под музыку, то он тогда учил
их знанию полных и неполных созвучий, благодаря
которым литургическое пение открыло свободно
льющийся голос и т. д. Если же он
теперь замечал, что один из его учеников обладает
бодрым и деятельным духом, то он, опять-таки в
немногих словах, учил его владеть трехголосием,
затем четырьмя, пятью, шестью голосами, всегда
направляя его продвижение примерами. Жоскин
поступал так потому, что считал, что не все
композиторы действительно искусны, и его
принципом было обучать дальше только того, кто
обладал особым внутренним влечением к этому
прекрасному искусству. Ибо есть (так говорил он)
столько прекрасных творений музыкального
искусства, что едва ли родится среди тысяч
произведений одно, подобное тем образцам или
лучшее, чем они.
Приводится по
изданию: Н. Моser, Dokumente der Musikgeschichte, Wien, 1954, S. 47-48.
Перевод В. Володарского
Мальчику,
желающему научиться петь хорошо и со вкусом, я
прежде всего советую выбрать такого наставника,
который по природному своему дарованию поет
весело и приятно и, делая украшения в каденциях,
сообщает музыке радостный характер; все это без
всякого крика, бурчания и других глупостей, от
коих благороднейшее искусство пения человеку
делается противным. Кто в юности на свое счастье
имел такого наставника, тот сделается певцом,
подобным тем, коих мы находим в Бельгии, в Эно и во
Франции, где певцы превосходят певцов всех
прочих народов. Среди
них были многие знаменитейшие
музыканты: Жоскин Депре, Пьер де ля Рю, Якоб
Скампион и другие, которые употребляли
удивительные, наиприятнейшие украшения в
каденциях.
В школах этих стран
сохранился еще дух сих людей: обучающиеся
музыкальному искусству юноши вдыхают его,
ученики же с точностью подражают своим
мастерам-наставникам. Поэтому немецкий мальчик
должен стараться следовать своему ученому
наставнику в то время, когда у него еще детский
голос, ибо, когда голос изменяется, он с трудом
или редко достигает искусства в пении; то же, что
выучено в юности, никогда уж не забывается.
Поскольку в наших странах
совсем мало музыкантов, которые знакомы с пением
знаменитейших старых мастеров, я считаю полезным
приложить несколько примеров, которые следует
употреблять во всех каденциях.
Приводится по
изданию: К. Winterfeld, II, 128.
Певец, желающий
исполнить написанное композитором не только
правильно, но и изящно (ornate), перерабатывает
напевы простые, обычные и ровные в элегантные,
окрашенные при помощи колоратуры
[раскрашивания], диминуции [уснащение нотами
мелких длительностей], и песнь в таком случае
уподобить можно мясу, приправленному солью и
горчицей.
A. W. Ambros, Geschichte der Musik, 1802-1818, Bd. Ill,
128.
Первое, что
желательно в хорошем композиторе, - это умение
импровизировать контрапункт. Без этого умения он
не композитор. Такие контрапункты на хоральное
пение сочиняют бельгийцы, пикардийцы, французы, у
коих это вполне естественно присущее умение, так
что они стоят в этом впереди всех; поэтому они
заполняют капеллы папы, императора, короля
Франции и других государей.
Пение импровизированного
контрапункта в Германии редко, без сомнения,
потому, что прекраснейшее искусство сие
приобретается долговременной практикой и
старанием, а [в Германии] за это награды не бывает:
очень немногие к этому искусству склонность
имеют... А если кто упомянет о контрапункте и
потребует его от хорошего музыканта, на того
нападают с истинно собачьим неистовством.
Там же, Bd II, S. 388.
Перевод М. Иванова-Борецкого
вернуться к
оглавлению