БИБЛИОТЕКА |
Музыкальная эстетика средневековья и Возрождения
© "Музыкальная эстетика
западноевропейского средневековья и
Возрождения" М.: "Музыка", 1966
© Составление текстов и общая вступительная статья
В. П. Шестакова
Глареан
1488-1563 годы
Немецкий музыкальный теоретик и гуманист Глареан (собственное имя - Генрих Лорити) родился в Швейцарии, в кантоне Гларус. В 1506 году поступает в Кельнский университет на артистический факультет, где получает сначала звание бакалавра, а затем магистра свободных искусств. Научные интересы Глареана очень широки, он связан с виднейшими деятелями культуры и науки. С 1507 года он находится в переписке с реформатором и гуманистом Цвингли. Начиная с 1514 года
, Глареан живет в Базеле, где занимается преподаванием поэзии, музыки, математики, греческого и латинского языков. Здесь он находится в тесных дружеских связях с Эразмом Роттердамским, воззрения которого оказали на него большое влияние. В 1518 году он получает степень профессора поэзия. Проживая с 1519 года во Фрейбурге, Глареан читает лекций о Гомере, Овидии, Вергилии. Здесь он завершает свое основное сочинение о музыке "Двенадцатиструнник" ("Dodecachordon"), которое выходит в свет в 1547 году.Двенадцатиструнник
Книга II
Глава 11. О попеременном смешении ладов. Лады подмениваются один другим, но не всегда одинаково удачно, ибо иногда подмена происходит так, что чуткий и тонкий слух едва ее замечает, что даже к великому удовольствию слушателей, о чем мы уже упоминали неоднократно как о деле, сейчас обычном, когда заменяют лидийский лад ионийским. Это понимают те, которые играют на инструментах, и которые умеют петь стихи поэтов по музыкальным правилам, и которые, если они это делают ловко, заслуживают похвалы, особенно когда они подменивают ионийский лад дорийским. У других замена [ладов] происходит жестко и редко - без оскорбления слуха, как, например, при замене дорийского лада фригийским. Поэтому те, которые в наше время играют в церквах на органах, подвергаются осмеянию понимающих слушателей всякий раз, когда они попадают из-за исполненных ими сочинений в это затруднение, если они не обучены и не ловки. Отсюда, я думаю, происходит поговорка: из дорийского лада во фригийский, т. е. от естественного к менее естественному или от хорошо сочиненного к неудачно сочиненному, от приятного к неприятному - короче, от того, что, как мы обычно говорим, не остается при предмете, а впадает в противоположное. Об этой поговорке говорят в своих сочинениях многие отличные люди нашего времени, из коих я двоих должен особенно уважать и которых я никогда не называю без почтения - это Франкино [Гафори] и Эразм Роттердамский, один - мой заочный учитель, а другой - изустный. Франкино я действительно никогда не видал, хотя, когда я двадцать два года тому назад был в Милане, он тоже, по-видимому, там был, но тогда я еще не занимался этим искусством, а позднее (открыто я должен в этом признаться) труды этого человека принесли мне большую пользу и даже послужили поводом к тому, что я захотел прочитать, изучить и проглотить Боэция, до которого давно уже никому не было никакого дела и о котором думали, что его никто не может понять. С Эразмом я дружески прожил вместе много лет, правда, не в одном доме, но все же настолько близко, что один помогал другому, сколько ему было угодно, в научных занятиях благодаря ежедневному общению и в обширных работах, за которые мы взялись ради общей пользы учащихся.
Кто хвалит салийские стихи Нумы,
которые он так же мало знает, как и я, |
Однако могло бы
показаться невежливым, если ты один будешь
считать ничтожным то, что все хвалят, и скажешь:
"Да что же в этом?" Ты должен будешь бояться
услышать пословицу: "Осел к лире". Но что
симфонисты уступают фонаскам, мы ясно видели в
наше время и также много лет назад, так как теперь
почти не существует мессы, которая не была бы
сочинена на уже существовавшую тему; такова
месса "Fortuna",
такова месса "Homo armatus" и многие другие на
темы песен на французском и немецком языках, но
больше на мелодии [грегорианского] хорала, в
котором мы имеем лишь одноголосное пение.
Поэтому я легко присоединяюсь к мнению тех,
которые очень ценят фонасков и ни в какой мере не
считают их ниже симфонистов, и добровольно в
качестве перебежчика покидаю лагерь тех, которые
презирают грегорианский хорал исключительно на
том основании, что он не столь разнообразен и не
столь многоречив, как мензуральное пение; в нем
ведь первые знаменитые фонаски показали не
меньше ума, чем какой-нибудь из современных
симфонистов в сочетании многих голосов одного с
другим! Я, со своей стороны, того мнения, что
простые мелодии, искусно распределенные по
отдельным ладам, очень много способствовали
христианскому смирению, в котором древние
церковные музыканты были крепки, и что они имели
немало влияния на религиозное благовещение,
особенно те мелодии, какие созданы были у
итальянцев Амвросием, а также Григорием и
Августином, этими светочами церкви, у французов и
немцев - отличными людьми, к которым принадлежали
аббат Ноткер в монастыре св. Галла в Швейцарии и
Герман, по прозвищу Параличный, человек большого
ума. Мне кажется, что последний в секвенции о
царице небесной, озаглавленной "Ave praeclara",
проявил больше музыкального умения, чем
множество других в своих песнях, которых не
увезешь и на тысяче возов для сена. Те, которые не
знают природы ладов, каковы в наше время, как
правило, все певцы, и которые судят о значении
сочинения только по консонансам, пренебрегая
аффектами, упуская из внимания его
действительную прелесть, осуждают то, чего они не
понимают. Я здесь не буду называть имен, ибо я
смог бы назвать такие, которые будучи
музыкальнее каких-нибудь ослов, пренебрегают
тем, что было в порядке, и на место этого дали
столь неподходящее, столь глупое, что они
показали себя лишенными какого бы то ни было
чувства. Но таков дух нашего столетия! Если бы
хотели что-либо удалить, было бы справедливо
поставить на его место другое, но лучшее, но я
очень далек от того, я должен высказать свободно,
что я думаю, очень далек от того, чтобы желать
упразднения церковного пения. Напротив, я
заявляю, что никогда не создавалось ничего более
совершенного, как церковное пение, ибо в нем
композиторы проявили самые ясные доказательства
образованности в соединении с благочестием. Я
говорю о собрании месс, [называемом градуалиями],
в котором они очень удачно пользовались всеми
ладами и не только пользовались, но и применяли к
соответствующему содержанию, и таким образом
настолько выявили естественные данные ладов, что
всем тем, которые судят об этих вещах не по своему
произволу, как это делается ныне, а
рассудительно, с пониманием искусства,
достаточно известно, что одним человеком не
могло бы быть создано ничего более совершенного!
После этого появились злоупотребления, я это
допускаю, и время от времени необразованные люди
пробовали прицепить к совершенно удачному свои
нелепые выдумки. Но существует ли какая-нибудь
отрасль, в которой нельзя было бы справедливо
пожаловаться на подобные же явления?
Разве само святое писание не имело
подделывателей и обманщиков? Для чего тогда св.
Павел так часто упоминал, когда только что
создавалась церковь, о ложных апостолах? Почему
он их так часто осуждает и так благочестиво и с
укором нападает на них или грозит им мечом
святого духа? Или разве не посмел злонамеренный
сатана разрушать, запутывать и оправдывать все
то, что начинал, сеял и создавал Христос? Нет
ничего глупее, как сразу уничтожить из-за
злоупотреблений нескольких человек то, что было
устроено и установлено правильным и
благочестивым образом; так, к сожалению, делается
в наше время, когда для замены нет ничего лучшего
и более благочестивого. Может быть, было бы лучше,
если что-либо испорчено, обходить его молча
или терпеть, а не изменять все так беспланово. Но
все это гордыня и похоть нашего старого Адама, т.
е. плоти, которая находит удовольствие в том, что
все идет вверх дном! Надо уничтожить
злоупотребления, надо вскрыть нарыв, лишь бы нога
была цела! Если что-то мутное примешивалось к
источнику, надо его вычерпать! Но что в этом мире
было так удачно начато, чтобы за ним тотчас же не
следовала его порча?! Так с посевом связаны его
сорняки, пурпур ожидает его моль, железо - его
ржавчина. Взгляни на элементы, исследуй, что из их
смешения возникает, рассмотри отдельные части
природы: что, хотел бы я знать, существует без
того, чтобы тотчас же не примешало к своей силе и
крепости и слабость и негодность? Мне решительно
все человеческое кажется подобным морю. Море
соленое; положи в него весь сахар, все товары из
Калькутты, все благовония, тысячу возов
гиметского меда, чтобы сделать его сладким; один
порыв ветра, при этом не сильный и не бурный, лишь
только его едва коснется, море опять сделается
соленым, каким оно было раньше.
И так же, мы видим, происходит с нашим предметом
[т. е. музыкой] в наше время; из тех, кто забросил
церковное пение, одни оставили его вовсе в
стороне, потому что они сомневались в том, что
смогут изобрести что-либо подобное, другие для
пения на место псалмов давали столь неподходящие
гармонии, что я часто очень удивлялся их безумию
и глупости [...].
Как часто, хотел бы я знать, можешь ты найти трех
или хотя бы только двух, которые споют с тобой
многоголосную песню? Я говорю по опыту - всегда
чего-нибудь не хватает, всегда бывает
какое-нибудь недовольство или препятствие. Те,
которые опытны в этом деле, хотят, чтобы их
просили, а тот, кто не умеет [петь], присутствует,
недовольный, в то время как другие поют; он
недоволен или потому, что сам хочет
тоже петь, или потому, что он стыдится, что не
учился этому, или же потому, что он пренебрегает
этим, не понимая [музыки]. А те, которые сделали
некоторые успехи в этом деле, но не совсем
уверены (число таких велико), постоянно ошибаются
в пении, доставляя чрезвычайное неудовольствие
опытным. Так редко, чтобы в этом деле встретилось
хотя бы только трое! Бывает и так: которые пение
знают основательно, но обладают неподходящими
голосами, сколько таких, которые правильно бас
могут спеть, так, как этого требует его
достоинство, - основы других голосов. Его
предпочитают петь все, даже те, которые больше
сидят, чем поют. Дискант могут лучше всего петь
мальчики, но они так часто необразованны в пении.
В так называемом альте тоже часто застревает и
сильный голос. Многие стыдятся петь тенором,
потому что это слишком обыкновенный голос,
другие же упираются, так как они предпочитают
выступать в какой-нибудь другой партии. Здесь
постоянно примешивается и тщеславие, обычно его
называют "чувствительностью певцов"; у некоторых из них она тем больше, чем они
необразованнее! К тому же они часто не только
необразованны, но и дерзки, что является
следствием этого недостатка. Конечно, я всюду
исключаю хороших.
По всем этим и ранее упомянутым причинам я никоим
образом не хотел бы снижать отмеченных фонасков
по сравнению с симфонистами. Думаю также, что
церковное пение, основанное на истинном
искусстве и естественных ладах, не уступает
многоголосному щебетанию. От обоих я бы хотел,
чтобы они остались в той же чести, в том же почете
и в том же уважении, которыми они пользовались в
прежнее время и в коих они пребывают еще и
сегодня.
Книга III
Глава 13. Примеры двенадцати ладов и прежде всего гиподорийского и эолийского. Нам кажется нужным и в наших примерах {музыкальных сочинений] добавить к столь ученым сочинениям какого-нибудь Иодока Депре и прочих классических композиторов также сочинения и других, если они даже не так прекрасны, чтобы читатель мог по сопоставлению судить несколько острее, чем это было до сих пор. Особенно же следует заметить, что мы даем примеры трех родов, соответствующие трем эпохам. Первые, из которых мы, однако, дадим только немногое, древни и просты; они выявляют детство нашего искусства, время, по моему мнению, семьдесят лет тому назад, когда выступали
первые изобретатели его; насколько нам известно, искусство наше не намного старше. Это пение (я говорю искренне, что у меня лежит на сердце) иногда доставляет мне чудесное наслаждение своей простотой, когда я вспомню неиспорченность прежнего времени и взвешиваю разнузданность нашей музыки. Ибо в этом пении сочетаются величие с замечательной серьезностью, которые значительно больше говорят ушам понимающего человека, чем щебетание многого неподходящего и шум современной резвости. Другие примеры являются уже примерами созревающего и крепнущего искусства и, наконец, созревшего искусства, эпохи сорока лет тому назад. Эти очень нравятся, так как они, будучи степенными, действительно доставляют наслаждение уму. Третьи уже являются примерами совершенного искусства, к которому уже нельзя ничего прибавить и которое уже не может ждать ничего, кроме конечной старости. Это - создания времени двадцати пяти лет тому назад. Теперь же, к сожалению, искусство наше стало столь распущено, что оно почти противно ученым, - и это по многим причинам, особенно же потому, что мы, стыдясь следовать по стопам прежних, точно соблюдавших соотношение ладов, даем исковерканные мелодии, которые нравятся нам только тем, что они новые; но об этом мы уже ранее жаловались!