БИБЛИОТЕКА |
В.П.Шестаков
"Музыкальная эстетика средневековья и Возрождения"
Глава II
ЭСТЕТИКА ВОЗРОЖДЕНИЯ
Социально-исторические
предпосылки. Эстетика Возрождения
связана с тем грандиозным переворотом, который
совершается в эту эпоху во всех областях
общественной жизни: в экономике, идеологии,
культуре, науке и философии. "Это был
величайший прогрессивный переворот из всех,
пережитых до той поры человечеством" - писал
Энгельс. К этому времени относятся расцвет
городской культуры, великие географические
открытия, безмерно расширившие кругозор
человека, переход от ремесла к мануфактуре.
Революционное развитие
производительных сил, разложение феодальных
сословных и цеховых отношений, которые сковывали
производство, приводят к освобождению личности,
создают условия ее свободного и универсального
развития. Несомненно, что все это не могло не
отразиться на характере мировоззрения. В эпоху
Возрождения происходит процесс коренной ломки
средневековой системы взглядов на мир и
формирование новой, гуманистической, идеологии.
Этот процесс получает отражение и в музыкальной
эстетике. Уже XIV век таил в себе симптомы
пробуждения нового эстетического мировоззрения.
Искусство и эстетика Ars nova, трактаты Иоанна де
Грохео и Маркетто Падуанского постепенно
расшатали традиционную систему средневековой
музыкальной теории. Здесь был подорван
теологический взгляд на музыку, основанный на
признании некоей невоспринимаемой чувством
небесной музыки. Однако многовековая традиция
средневековой музыкальной теории не была
окончательно разрушена. Потребовалось еще одно
столетие, чтобы музыкальная эстетика наконец-то
вырвалась из рамок сковывающих ее традиционных
схем.
Переход от средних веков к
Возрождению. Особенно интенсивным процесс
формирования эстетики Возрождения становится с
XV века. В эту эпоху появляется целая плеяда
выдающихся музыкальных теоретиков и
композиторов, внесших значительный вклад в
развитие музыкальной теории Ренессанса. Среди
них - жившие в первой половине XV века Просдочимо
де Бальдимандис, Николо да Капуа, Уголино из
Орвието и выступившие на рубеже XV и XVI веков
Франко Гафори, Иоанн Тинкторис, Рамис да Пареха и
др. Эти мыслители делают шаг вперед на пути к
утверждению нового эстетического мировоззрения.
В их трудах мы находим открыто выраженный отказ
от средневековых музыкальных авторитетов,
торжество гордого сознания становящегося бытия
над аскетизмом средневековья, победу живого
практического интереса над отвлеченным знанием.
Отход от средневековой
традиции наиболее ощутим в трактате Рамиса да
Пареха "Практическая музыка" (1442).
Эстетическое учение Пареха отличается
демократизмом. Пареха говорит, что его цель -
сделать истину достоянием всех. В отличие от
средневековых теоретиков, которые писали свои
сочинения только для музыкантов-профессионалов
и ученых, он обращается к самой широкой публике.
Музыка, по его убеждению, доступна всем: "Пусть
никто не устрашится ни величия философии, ни
сложности арифметики, ни запутанности пропорций.
Ибо здесь всякий, хотя бы и несведущий, но не
вовсе лишенный сообразительности и склонный
преклонять слух к науке, может стать стоящим и
знающим музыкантом. Мы ставим своей задачей
поучать не только философов или математиков;
всякий, знакомый с основаниями грамматики,
поймет эту нашу работу. Здесь могут проплыть
одинаково и мышь и слон; и пролететь и Дедал и
Икар" ("Musica practica", I).
Отвергая отвлеченные
спекуляции средневековья, Пареха выступает с
резкой критикой средневековых теоретиков,
которые в течение многих веков признавались
незыблемыми авторитетами. По его словам,
"музыка Григория, Амвросия, Августина,
Бернарда, Исидора, Одо и, наконец, Гвидо...
представляет собою как бы закон писания, который
не всем был дан. Наша же музыка будет как бы
законом благодати, содержащим в себе закон
писания и природы". Особенно резкой критике
Пареха подвергает Гвидо из Ареццо, который, по
его мнению, "был более монахом, чем
музыкантом". Отвергая его учение, Пареха
выдвинул свою теорию звукоряда, истинность
которой он доказывал тем, что она "полезна не
только для церковного пения, но и для светского,
более интересного".
Несомненно, что трактат
Рамиса да Пареха был новаторским даже для XV века.
Небольшой по объему, он оказал значительное
влияние на современников. Не случайно, что это
сочинение вызвало ожесточенную дискуссию, в
которой приняли участие итальянский теоретик Д.
Спатаро - на стороне Пареха, а против него -
консервативно настроенные Н. Бурци и Ф. Гафори. О
характере дискуссии, ее остроте и проблематике
дает представление трактат Николо Бурци "Florum
libellis" (1487). Защита эстетики отцов церкви и Гвидо
из Ареццо, которую, мы находим в этом
произведении, свидетельствует о живучести
средневековой традиции.
Однако средневековая
традиция к этому времени была сильно подорвана и
возвращение к ней было невозможно. В той или иной
форме критику средневековья мы встречаем почти у
всех теоретиков XV века. Имеемся она и у учителя
Бурци - Иоанна Француза. В его трактате,
переписанном, кстати говоря, самим Бурци,
содержится опровержение "всех тех, кто думает,
что музыка - это благородное искусство -
подвержено числам и фантазиям".
Неубедительными кажутся Иоанну и традиционные
представления о том, что музыка найдена в
источниках под камнями. (Имеется в виду
популярный в средние века миф о том, что музыка
происходит от муз, живущих, по античным
представлениям, в горных источниках. - Прим. ред.)
Особый интерес представляет выступление Иоанна
против канонических форм музыкального
исполнения, открытых посредством арифметических
выкладок. "О, каково ваше безумие, певцы! -
говорит Иоанн. - Неужели столь благородное
искусство будет подвластно цифрам вашим? Да не
будет! Пойте, прошу вас, пойте. Делайте украшения
сколько вам угодно будет, сочиняйте каждый день
новые, приятные и звонкие песенки, заполняйте
время нотами всех размеров!" Здесь мы имеем
дело с обоснованием принципа свободы творчества,
который, как мы видели, был недопустим в средние
века.
Наряду с критикой
средневековой традиции в эстетических трактатах
XV века мы встречаем и еще одну новую особенность -
живой, практический интерес к музыке. Эта
особенность отчетливо проявляется в сочинениях
фламандского теоретика Иоанна Тинкториса. Ему
принадлежит первый в истории музыкальный
словарь - "Толкование музыкальных терминов"
("Тегminorum musicae diffinitorum", 1475). Тинкторис
пытается здесь систематизировать музыкальную
теорию, обобщить и переработать традиционные
учения прошлого. Во введении он перечисляет
двадцать пунктов, свидетельствующих о
воздействии музыки на человека. Здесь и
традиционное библейское сказание о Давиде и
Сауле, и легенда о Пифагоре, и современные
психологические теории. Однако, несмотря на
позитивную просветительскую установку, и в
сочинении Тинкториса обнажается критическое
отношение к средневековью. Заслуживает внимания
и его критика популярного в средние века
неопифагорейского учения о "гармонии сфер".
Тинкторис изгоняет из
музыки все, что идет от спекулятивной
средневековой традиции: числовые аллегории,
гармонию сфер, мистико-космические сравнения и т.
д. Он признает только чувственно воспринимаемую,
слышимую музыку, возрождая, таким образом, ту
ориентацию на чувственное восприятие, которая
была характерна для античной эстетики. Правда, у
него остается ориентация на музыкальную
математику, но, как и у других теоретиков
Возрождения, интерес к математическим методам в
музыке приобретает естественнонаучный и
экспериментальный характер в духе восхваления
"божественной пропорции" у Луки Пачиоли.
Таким образом, в XV веке
музыкальная эстетика переживает процесс
перехода от средневековья к Возрождению. Этот
процесс был чрезвычайно сложным и
противоречивым. Музыкальные трактаты этого
времени, новаторские по духу и общей
направленности, содержат в себе еще очень многое
от средневековой традиции. Рамис да Пареха,
борясь с церковными авторитетами, приводит
вместе с тем традиционное для средневековья
космологическое истолкование музыкальных ладов,
указывая на их соответствие тем или иным
планетам. Луна, например, соответствует
гиподорийскому ладу, Солнце - дорийскому, Марс -
фригийскому, Юпитер - лидийскому, Венера -
гиполидийскому, Сатурн - миксолидийскому и т. д.
Из этого магического по своей природе
соответствия Пареха выводит то или иное
эстетическое значение музыкальных ладов.
Аналогичным образом
поступает и Иоанн Тинкторис, который, критикуя
основные положения средневековой эстетики,
повторяет ряд традиционных для средневековья
идей. В его сочинении "Complexus effectum musices" многое
идет от религиозно-эстетического понимания
музыки. Музыка истолковывается как высшее из
искусств, ведущее к богу и способствующее
осуществлению церковно-пропедевтических целей:
очищению души от злых желаний, освобождению от
злого духа, возвышению духа от земного к
небесному и т. д. Сохраняется у Тинкториса и
представление о музыке ангелов, хотя, как мы
видели, "гармонию сфер" он отрицает. У
большинства теоретиков XV века сохраняется
традиционное деление музыки на человеческую,
мировую и инструментальную. И хотя главный
интерес для них представляет инструментальная
музыка, т. е. собственно музыка, тем не менее
представления о .небесной музыке порой остаются
в качестве рудимента средневековой теории.
Окончательный разрыв со
средневековой традицией и становление эстетики
Возрождения относятся к XVI веку. Теоретики XV века
расчистили основу для эстетики Ренессанса,
разрушив основные догмы средневековой теории.
Композиторы и теоретики XVI века строят на этой
основе принципиально новую эстетическую
систему. Теоретическую основу для их музыкальных
исследований составляют гуманистическая
философия и эстетика. Именно на этой основе
возникают и исследования Царлино, Винченцо
Галилея, Козимо Бартоли, Андриана Пети-Коклико в
Италии, Хуана Бермудо, Диего Ортица, Франсиско
Салинаса в Испании, Глареана, Германа Финка,
Мартина Агриколы в Германии.
Проблема гармонии. Гуманистическая
эстетика XVI века выдвигает совершенно новую
трактовку эстетических категорий, которая
вырастала на основе нового понимания мира. Одной
из центральных категорий было понятие
"гармония". Правда, и средневековая эстетика
часто обращается к этой категории. Однако,
поскольку природа в средние века представлялась
в виде нагромождения мертвых, лишенных жизни и
деятельности форм, то и гармония в соответствии с
этим выступала исключительно как духовное
начало, которое лишь откладывает мертвенный
отпечаток на лишенную самостоятельной жизни
материю. Эстетика Возрождения вырабатывает
принципиально новое представление о гармонии,
основанное на новом понимании природы, бытия и
человека. Если средневековье видело в гармонии
простой отпечаток идеального, творческого
начала, божественной красоты, то в эстетическом
сознании эпохи Возрождения гармония выступает
прежде всего как развитие творческих потенций
самой природы, как диалектическое единство
телесного и духовного, идеального и
материального. Философской основой этой
эстетической концепции был пантеизм, явившийся,
как известно, первой формой нового,
материалистического мировоззрения. Ярким
свидетельством такого понимания является
следующее рассуждение выдающегося
философа-пантеиста Джордано Бруно: "То, что
вызывает во мне любовь к телу, есть некоторая
духовность, видимая в нем и называемая нами
красотой; и состоит она не в больших или меньших
размерах, не в определенных цветах и формах, но в
некоей гармонии и согласованности членов и
красок. Это показывает известное, доступное
чувствам, родство тела с духом".
Пантеистическая
философия Возрождения, покончившая со
средневековым дуализмом материи и духа, увидела
в природе творческое, деятельное начало.
Представление о "сделанной природе" - "natura
naturata" - сменилось представлением о "природе
деятельной" - "natura naturans". Философы
Возрождения считали, что природа сама в процессе
своего творческого развития производит все
формы вещей, из которых наиболее идеальной и
соответствующей сущности красоты признавалась
гармония.
Новое философское и
эстетическое понимание сущности и природы
гармонии оказало сильное влияние на музыкальную
эстетику Возрождения. Это проявилось прежде
всего в критике средневекового понимания
музыкальной гармонии как абстрактного числового
принципа. Одна из первых попыток опровергнуть
такого рода представления принадлежит Николаю
Кузанскому - этому последнему теологу
средневековья и первому философу нового времени.
Говоря о музыкальной
гармонии, Кузанский пишет: "В музыке правило не
гарантирует точности. Ни одна вещь не
согласуется с другой в весе, длине и плотности:
нельзя найти гармоническую соразмерность между
различными звуками флейты, колоколов, людских
голосов и различных музыкальных инструментов с
такой точностью, что не могло бы быть ее еще более
полной. На самом деле, не существует
пропорционального соотношения для различных
инструментов, как его нет в различных людских
голосах, но во всех них необходимо многообразие,
связанное с пространством, временем, выражением
и т. д. Вот почему точное соотношение
обнаруживается лишь в своей основе, и мы не можем
в вещах чувственных найти гармонию, сладостную
до совершенства и без недостатков, ибо такой
гармонии в них нет".
Это замечательное
высказывание свидетельствует, что уже во времена
Кузанского представления о гармонии никак не
"вписывались" в отвлеченную нормативную
теорию средневековой эстетики. Новое
эстетическое мировоззрение порождало новое
понимание музыкальной гармонии, а вместе с тем и
музыки в целом.
Прежде всего эстетика
Возрождения окончательно эмансипировала музыку
как вид искусства от сверхчувственной небесной и
человеческой музыки. Она вернула музыкальной
гармонии ее чувственный характер, освободила от
всех теологических привесков. Критику
неопифагорейского понимания музыки мы встречаем
уже у Иоанна Грохео, который высказывал сомнение
в существовании небесной гармонии. В XV веке
немецкий теоретик Адам из Фульда, продолжая
традиционное деление музыки на небесную и
человеческую, предлагал первую передать
математикам, а вторую - медикам, оставив
музыкантам собственно музыкальную сферу -
инструментальную и вокальную музыку. В Италии с
критикой "гармонии сфер" выступает Иоанн
Тинкторис.
В XVI веке испанский
теоретик Салинас противопоставляет
традиционному делению музыки на мировую,
человеческую и инструментальную свое деление,
которое, по его словам, вытекает "из самой
природы вещей и более подходит к современному
положению музыки". Согласно Салинасу, музыку
можно разделить на три вида: музыку, которая
обращается только к чувствам; музыку, которая
обращается только к разуму; музыку, которая
обращается и к чувствам и к разуму одновременно. K
музыке, которая воспринимается только чувствами,
без всякого участия разума, Салинас относит
различные естественные звуки, которые нравятся
"приятностью звучания": пение птиц, шум воды
и т. д. Музыка, которая обращается только к разуму,
имеет дело, по словам Салинаса, не с сочетаниями
звуков, а всего лишь с сочетаниями чисел. Иными
словами, это традиционная мировая и человеческая
музыка средневековья. И хотя мы не находим у
Салинаса активного отрицания такого подхода к
музыке, тем не менее нельзя не видеть, что он
здесь лишь отдает дань авторитету древности.
Предметом же его собственного изучения является
такая музыка, в которой гармонично объединяются
глубина разума и сила чувства, т. е. реальная,
чувственная музыка, производимая человеческим
голосом и инструментами.
Таким образом, Салинас
отказывается видеть в музыке только предмет
теоретических знаний, с одной стороны, или только
наслаждение - с другой. По его мнению, музыка
предполагает гармонию чувства ну разума.
Посредством чувства человек получает
наслаждение, а посредством разума он выносит
оценку и суждение. Поэтому музыка одновременно и
доставляет наслаждение и учит.
Следовательно, не отказываясь целиком от
средневековой традиции, Салинас подчиняет ее
системе нового эстетического мировоззрения.
В музыкальной эстетике
Возрождения, в отличие от средневековья,
космологическое понимание музыки не популярно.
Единственный мыслитель, у которого музыкальная
гармония основывается на признании гармонии
мира - это итальянский теоретик и композитор
Джозеффо Царлино. Однако понимание природы
гармонии у него принципиально отлично от
средневековья. Прежде всего оно основано на
диалектической идее единства
противоположностей. "Гармония, - говорит
Царлино, - рождается разнообразием вещей, взятых
вместе и друг другу противоположных". Вместе с
тем, как у большинства мыслителей Возрождения,
понимание гармонии у Царлино базируется на
пантеистической основе. Так, он утверждает, что
весь мир наполнен гармонией и что сама душа мира
есть гармония. В отличие от средневековой
эстетики, видевшей в гармонии абстрактный
математический принцип, недоступный и чуждый
чувственной природе человека, он исходит из идеи
несоразмерности человеческой природы и гармонии
космоса. Если мир творца создан полным гармонии,
может ли наша душа не быть причиной в нас всякой
гармонии, в особенности, когда бог создал
человека по подобию мира большего, который греки
называли космосом, т. е. "украшение" или
"украшенное", и когда он создал подобие
меньшего масштаба, в отличие от того названного
микрокосмосом, т. е. маленький мир, - ясно, что
такое предположение не лишено основания.
Следовательно, действительно верно, что нет ни
одной хорошей вещи, не имеющей музыкального
построения..." ("Instituzione harmoniche", I, 1).
Эстетическая теория
Царлино вызывает особый интерес тем, что в ней
получает систематическое развитие характерная
для философии Возрождения идея о соразмерности
объективной гармонии мира и гармонии
субъективной, свойственной человеческой душе. В
обосновании этой теории Царлино опирается на
популярную в его время теорию аффектов. Он
использует идущую от Кардано и Телезио идею о
том, что темперамент человека определяется
соотношением материальных элементов - таких, как
холодное и горячее, влажное и сухое. Каждая
страсть означает преобладание одного из этих
элементов над другими. Например, в гневе
господствует горячая влажность, в боязни -
холодная сухость и т. д. Все эти страсти сами по
себе пагубны, потому что они приводят к
преобладанию какого-либо элемента в
человеческой природе. Но если попытаться достичь
определенного гармонического соответствия,
определенной "средней величины" этих
элементов, то, по словам Царлино, страсти
становятся не только полезны, но даже и
похвальны.
"Соразмерное
соотношение" - это как раз то, что роднит между
собой человеческие страсти и гармонию. "Те же
самые соотношения, - говорит Царлино, - которые
имеются у вышеописанных качеств (т. е. влажности,
сухости и т. п.), имеются также в гармониях, ибо у
одного и того же результата не может не быть
одной и той же причины, а эта причина у
вышеописанных качеств и у гармонии - соразмерное
соотношение. Следовательно, можно сказать, что
соотношения вышеназванных качеств, являющихся
причиной гнева, страха или другой страсти, те же
самые, что и в гармониях..." ("Insttituzione
harmoniche", I, 8).
Итак, человеческие
страсти подобны гармонии. По словам Царлино, они
как бы отражают ее "телосложение". Это
объясняет, каким образом мировая гармония
становится внутренней гармонией человека,
уравновешивает его страсти и вызывает в человеке
чувство необычайной радости, эстетического
удовольствия.
На основе нового
понимания природы и сущности гармонии в эпоху
Возрождения формируется и новое понимание
музыкальной гармонии. Известно, что в средние
века гармония понималась как складное сочетание
нескольких разнообразных, но параллельно идущих
голосов. Эстетика Ренессанса вырабатывает иное
понимание сущности музыкальной гармонии. Не
случайно уже в начале XVI века Гафори протестует
против традиционного для средних веков
отождествления гармонии с консонансом: "Что
такое гармония? Те, кто отождествляет консонанс и
гармонию, ошибаются, ибо если гармония есть
консонанс, то не всякий консонанс даст гармонию:
консонанс ведь образуется из высокого и низкого
звуков, гармония же из высокого, низкого и
среднего" ("De harmonia musicorum", 1518).
Таким образом, гармония у
Гафори выступает как созвучие трех звуков, т. е.
как аккорд, В этом понимании отразился
характерный для Возрождения процесс выявления
из многих голосов аккорда, что означало победу
вертикали над горизонталью в музыкальном
мышлении Возрождения.
Аналогичным образом
понимает гармонию и Царлино. Считая, что гармония
в собственном смысле слова представляет собою
контрапункт, он видит в последнем искусство
сочетания противоположных друг другу голосов:
"Основное свойство контрапункта состоит в
восхождении и нисхождении противоположных
движений в одно и то же время и соразмерных
интервалов, образующих консонансы, потому что
гармония рождается разнообразием вещей, взятых
вместе и друг другу противоположных".
Мы видим, следовательно,
что это новое понимание музыкальной гармонии
возникает и развивается под влиянием новых
эстетических представлений эпохи, под влиянием
нового понимания природы и роли музыки.
Несомненно, что на музыкальную эстетику
Ренессанса не могли не повлиять те новые
эстетические представления, то новое понимание
"божественной пропорции" и гармонических
отношений, которые возникали в практике
изобразительного искусства и прежде всего в
живописи.
Музыка и наслаждение. В
связи с изменением взгляда на сущность музыки в
эпоху Возрождения, меняются представления о
назначении и роли музыки. Как уже говорилось,
(средневековые авторы почти полностью отрицали
самостоятельное эстетическое значение музыки,
считая, что ее цель - подготовить чувства для
восприятия слова святого писания). Напротив,
философы и музыкальные теоретики Возрождения
считают, что главное в музыке - ее способность
доставлять радость человеческому чувству,
возбуждать его страсти и чувства. Вместо
подчинения музыки морали и математике Деятели
Возрождения видят в ней искусство, имеющее
исключительно только эмоциональное значение.
"Музыка, - пишет Эгидий из Заморы, - радость
сердца, возбуждение любви, выражение страстной
души, доблести духа, чистоты добрых намерений"
("Ars musica").
Поэтому мыслители и
писатели Возрождения выступили с резкой
критикой средневековых музыкальных теорий,
сводящих музыку к "сладкому кушанью",
посредством которого якобы можно "смягчить"
человеческую природу и подготовить ее к
безропотному восприятию истин христианской
морали. Такую критику мы встречаем, например, у
немецкого гуманиста Глареана. По его мнению,
музыка как сладкая приправа совершенно
бесполезна и беспомощна перед "гордыней и
похотью нашего старого Адама, т. е. плоти, которая
находит удовольствие в том, что все идет вверх
дном! Мне решительно все человеческое кажется
подобным морю. Море соленое: положи в него весь
сахар, все товары Калькутты, все благовония
гиметского меда, чтоб сделать его сладким; один
порыв ветра, при этом не сильный и не бурный, лишь
только его коснется, - море опять сделается
соленым, каким было раньше" ("Dodecachordon", II,
38).
В противоположность
эстетике средневековья, теоретики Возрождения
видят в музыке средство пробуждения
эстетического наслаждения, доставляющее чистую
и бескорыстную радость. Так, известный
итальянский гуманист и эпикуреец Лоренцо Балла в
своем трактате "О наслаждении" заявляет, что
"музыка не доставляет ничего, кроме
наслаждения, и целиком относится к наслаждениям
слуха" ("De voluptate", 24).
Необходимо вместе с тем
иметь в виду, что принцип наслаждения эстетика
Возрождения трактовала весьма широко, связывая
его с пользой, честью, развитием чувства красоты.
"Для того чтобы вести щедро праздную жизнь, -
говорит Салинас, - пригодна не игра, как
большинство считает, ибо [только] кажется, что
жизнь, полная удовольствий, сходна со счастливой,
но музыка, так как в ней удовольствие сочетается
с честью (honestas)". Причем, эстетике Возрождения
абсолютно чужда идея наслаждения ради
наслаждения, абсолютизация индивидуального
эстетического чувства. Тот же Глареан, который
объявляет музыку "матерью наслаждения" и
видит в наслаждении как бы эстетический
критерий, говорит: "Я считаю гораздо более
полезным то, что служит для наслаждения многих,
чем-то, что служит для наслаждения немногих"
("Dodecachordon", II, 38).
Новое понимание
назначения музыки выдвигает и Царлино, который
противопоставляет средневековой традиции
аристотелевское учение об интеллектуальном
досуге: "Другие считают, что музыку нужно
изучать только для того, чтобы включить ее в
число свободных искусств, в которых упражняются
только благородные, а также потому, что она
располагает душу к доблести и обуздывает наши
страсти, приучает нас к добродетельному веселью
и страданию и обращает нас к хорошим обычаям..."
Царлино считает, что подобная цель недостаточна
для музыки, ибо "тот, кто изучает музыку, делает
это не только для усовершенствования разума, но
также для того, чтобы, когда он избавится от забот
и дел как телесных, так и духовных, т. е. когда он
находится на досуге и свободен от ежедневных
занятий, он бы мог провести и употребить время
добродетельно...".
Музыка и
общественная жизнь. Музыкальная эстетика
эпохи Возрождения в трактовке вопроса о
назначении музыки опирается на реальную
практику, характеризующуюся необычайным
развитием музыки в общественной жизни. В это
время в городах Италии, Франции, Германии
образуются сотни музыкальных кружков, в которых
с увлечением занимаются композицией или игрой на
различных музыкальных инструментах. Владение
музыкой и знание ее становятся необходимыми
элементами светской культуры и светской
образованности. Известный итальянский писатель
Бальдасаре Кастильоне в своем трактате "О
придворном" (1518) пишет, что человек не может
быть придворным, "если он не музыкант, не умеет
читать музыку с листа и ничего не знает о разных
инструментах". О необычайной
распространенности музыки в гражданской жизни XVI
века свидетельствует живопись этого времени. В
многочисленных картинах, изображающих частную
жизнь дворянства, мы постоянно встречаем сотни
людей, занятых музыкой: поющих, играющих,
танцующих, импровизирующих и т. д.
Имеются многочисленные
свидетельства современников, подтверждающие
широкое распространение музыки в кругах высшей
знати итальянских городов: "Я должен еще
упомянуть, что в Милане много имеется дворян,
которые отличаются в этом искусстве [музыке].
Одни блещут своей игрой на разных инструментах,
другие - пением, третьи устраивают и теперь в
своих дворцах и покоях концерты самого
разнообразного рода... Я могу назвать еще имена
многих знатных миланских дам, заслуживающих
большую похвалу в музыке и очень ценившихся
многими опытнейшими маэстро за их пение и игру на
инструментах. Почти во всех монастырях Милана
занимаются музыкой, как инструментальной, так и
вокальной..."
Особенное признание в
дворянской среде получает игра на струнных
инструментах - лютне, чембало, виоле, - так как
считалось, что духовые инструменты недостойны
людей благородного происхождения по тон же
причине, по какой их считала недостойными
Афина-Паллада. "Лютня, - говорится в
"Привилегии венецианского правительства",
дарованной Марко д'Аквила, - благороднейший
инструмент, свойственный дворянскому
обществу".
В этой тяге к
инструменталистике, к эмоциональному,
индивидуализированному исполнению проявляется
характерное для Возрождения стремление к
выявлению личности. Стремление это получает
отражение в целом ряде трактатов, посвященных
различным музыкальным инструментам и
музыкальному исполнению, - в "Декларации об
инструментах" (1555) Хуана Бермудо,
"Академических рассуждениях" (1567) Козимо
Бартоли, "Дезидерио, или Исполнение на
различных музыкальных инструментах" (1590)
Эрколе Боттригари и др. Как правило, эти трактаты
написаны в форме диалога или беседы о
современной музыке и современных музыкантах.
Главное внимание уделяется в них личности
отдельных композиторов и исполнителей,
индивидуальным особенностям их творчества,
вопросам импровизации, исполнения,
выразительности при игре на музыкальных
инструментах. Авторы этих трактатов стремятся
доказать, что все технические средства музыки,
все средства музыкального выражения и
исполнения должны быть подчинены выявлению
индивидуальности художника, будь то композитор
или исполнитель. Эту особенность музыкальной
культуры Возрождения довольно точно подметил
Я.Буркгардт, который писал, что для Ренессанса
характерны "тяготение к новым инструментам,
отыскание новых родов музыки и вместе с этим
артистизм исполнения, другими словами-выявление
индивидуальности в применении различных
инструментов".
Не меньший интерес
представляет собой попытка Сильвестро Ганаси
оценить технику музыкального исполнения
посредством основных эстетических категорий -
красоты и добра. "Любезный друг и читатель, -
читаем мы в предисловии к его трактату, - красота
и добро должны быть в каждой вещи; красота
исполнителя познается в том, держит ли он изящно
свой инструмент, какие движения при игре делает
он сам и какие своим смычком; он должен внушать
слушателям желание соблюдать тишину. Добро
заключается в том, вовремя ли делает он нужные
консонансы, умеет ли делать диминуции или
пассажи таким образом, чтобы искусство не было
оскорбляемо... В зависимости от содержания музыки
и слов - веселого или печального - он должен вести
смычок forte или piano, а иногда и не forte и не piano, а
нечто среднее; в печальной музыке смычком
действовать легко и кое-где дрожать рукой со
смычком и пальцами на грифе, чтобы дать эффект,
соответственный музыке; и обратно: при веселой
музыке он должен вести смычок соответственно
такой музыке..." ("Regola Rubertina", 1542).
Личность художника и
проблема творчества. В связи с изменением
всей системы музыкальной эстетики, совершенно
новое место в эстетике XVI века занимает и
личность художника. Правда, большинство
теоретиков этого времени (например, Царлино),
следуя за средневековой традицией, делит музыку
на теоретическую (speculativa) и практическую (prattica).
Первая рассматривает общие вопросы музыкальной
науки: происхождение, значение и сущность музыки;
вторая - вопросы музыкального исполнения и
творчества. Однако, в отличие от средневековья,
теоретики Возрождения не противопоставляют
практическую и теоретическую музыку. Напротив,
их идеалом является единство теории и практики,
искусства и науки. Носителем такого единства
выступает художник - музыкант и композитор. Этим
объясняется то, что эстетика Возрождения большое
внимание уделяет личности художника, его
воспитанию и образованию. Именно посредством
воспитании такой личности теоретики Возрождения
пытались разрешить извечный конфликт между
музыкантом и певцом-исполнителем.
Теоретики Возрождения
считают, что композитору следует обладать
широкими естественнонаучными представлениями.
Его эстетические суждения об инструментальной
музыке должны базироваться на знании
математической и акустической природы музыки,
его оценка вокальной музыки - на знании
грамматики, диалектики и риторики, на изучении
древних языков. С другой стороны,
композитор-теоретик должен владеть практикой
музыкального исполнения, суметь на слух
определить разницу между различными ладами или
тональностями.
В духе идеала "uomo
universalis" рисует образ композитора Царлино. В 35-й
главе своих "Гармонических установлении" он
говорит о воспитании композитора, требуя от него
универсальных познаний. Кроме знания собственно
музыкальной теории, композитор должен быть
хорошо осведомлен в геометрии, арифметике,
грамматике, диалектике (т. е. искусстве
доказательства), истории, риторике. Наряду с этим
он должен также обладать практическими навыками
в области музыки - уметь играть на монохорде,
настраивать инструмент и т. д. Совершенному
музыканту, по словам Царлино, нужно владеть двумя
вещами: "во-первых, быть умудренным в делах
науки, т. е. в теоретической части, а затем быть
опытным в делах искусства, что достигается в
практике; также необходимо иметь хороший слух и
уметь сочинять... Музыкант-практик без знания
теории или теоретик без практики будет
заблуждаться и составлять неверное суждение о
музыке. И совершенно так же, как было бы нелегко
верить врачу, не обладающему знанием обеих вещей
(т. е. теории и практики), так же был бы глупцом и
сумасшедшим тот, кто положился бы на суждение
только музыканта-практика или только
теоретика" ("Instituzione harmoniche", IV, 36). Таким
образом, идеалом для Царлино является такой
музыкант, который в совершенстве владеет как
теорией, так и практикой искусства.
Это единство теории и
практики - новый эстетический принцип, который
вырабатывает только эстетика Возрождения. Как мы
видели, в средние века идеалом музыканта был тип
отвлеченного знатока-теоретика, который не
унижался до практических занятий музыкой,
предоставляя это занятие музыканту-исполнителю,
певцу. Лишь в эпоху Возрождения установка на
практику искусства позволила преодолеть тот
многовековой конфликт между теорией и практикой,
который лежал в основе всей музыкальной эстетики
средневековья. Все это определило понимание
высокого назначения художника, поставило его в
центр эстетических проблем Возрождения. Этим
объясняется то внимание, которое уделяется
личности художника. Именно в XVI веке появляются
первые биографии композиторов.
Интересом к личности
художника объясняется появление в музыкальной
литературе Возрождения понятия гения (ingenio). О
гении говорит уже Глареан в специальной 26-й главе
своего сочинения ("О гении композитора"). Для
Глареана гений, в отличие от таланта, -
прирожденное качество, полученное от природы.
Если музыкальное дарование не врожденно, то оно
не приобретается никаким опытом или обучением.
Характеризуя два типа музыкантов - способных
сочинять мелодию и способных к ее многоголосной
обработке, - Глареан объясняет их способности не
искусством, а природной одаренностью - гением:
"Мы не можем отрицать, что у обоих это
получается больше благодаря силе гения и
известной естественной, природной одаренности.
Поэтому получается, что оба дарования эти не
соединяются в одном человеке, если он не рожден
для этого и, как принято говорить, если ему это не
дано от матери, что совершенно правильно в
отношении и живописца, и ваятеля, и проповедника
слова божия (в отношении поэтов это бесспорно),
одним словом - в отношении всех посвященных
Минерве занятий" ("Doclecachordon", II, 36).
Однако, несмотря на то,
что в эстетике Возрождения гений - врожденное
качество, что понятие лишено здесь
иррационального и мистического смысла, которое
придает ему позднее эстетика романтизма. У
Царлино гений, при всей своей творческой
одаренности, обязан строго соблюдать правила
сочинения музыки - законы контрапункта и
полифонии. "Если сочинитель, - говорит Царлино,
- будет соблюдать эти правила, нужные при их
занятиях, то, без сомнения, всякая мелодия будет
приятна, нежна, сладостна и полна отменной
гармонии и принесет слушателям приятное
удовольствие" ("Instituzioneharmoniche", 111,46).
С понятием гения у
Царлино связано и понятие изобретения (inventione),
под которым он понимал свободную композицию без
полифонической разработки.
Античность и
современность. Как известно, эстетика
Ренессанса развивалась под флагом возрождения
античности. В этом состоял возвышенный пафос
деятельности гуманистов. Стремление возродить
принципы, на которых основывалось искусство
древних, в равной мере характеризует и поэзию, и
литературу, и живопись, и скульптуру Ренессанса.
Своеобразное выражение получает оно и в музыке.
Музыкальные теоретики
Возрождения питали иллюзию, что они возрождают
красоту музыки античного мира, подобно тому как
художники этой эпохи считали, что они подражают
образцам живописи и архитектуры древности.
"Живопись и скульптура, - пишет в конце XVI века
итальянский теоретик Эрколе Боттригари, - были
возвращены стараниями современных людей к
античному совершенству, красоте и превосходству
и, может быть, таковые теперь превзойдены. То же
можно сказать и об архитектуре и о других
искусствах и науках, например о медицине; и если
ничто еще не найдено до сих пор в музыке, то этому
виной не недостаток музыки, а сами
музыканты-творцы: они не сумели хорошо взяться за
дело" ("II desiderio").
Большинство музыкальных
теоретиков Возрождения в борьбе с догматической
средневековой традицией опиралось на живую,
реалистическую эстетику античного мира. В
своеобразной форме античный идеал выступает уже
у Глареана. В третьей книге своего "Dedecachordon"
(1547) он выдвинул одну из первых концепций
исторического развития музыки. По мнению
Глареана, современная полифоническая музыка с
момента возникновения прошла в своем развитии
три этапа. Первый, древний этап, начавшийся
семьдесят лет назад (т. е. в конце XV века),
представляет собой как бы детство музыки,
характеризуется простотой и естественностью. На
втором этапе, начавшемся примерно сорок лет
назад (т. е. в начале XVI. .дека), музыка становится
более зрелым и совершенным искусством. И,
наконец, третий этап, который начался двадцать
пять лет назад (т. е. с 20-х годов XVI века), - это
период полной зрелости и совершенства, к
которому уже ничего нельзя добавить".
Таким образом, Глареан
включает в свою историческую схему только музыку
Возрождения, совершенно игнорируя музыку
средневековья. И поскольку он находит параллели
между современными композиторами и античными
поэтами, то очевидно, что античность для него -
антипод средневековой традиции и предыстория
Возрождения.
Не только Глареан, но и
почти все теоретики Возрождения обращаются к
античной эстетике для обоснования своих теорий.
Мы уже видели, к каким плодотворным результатам
привело возрождение эстетики Аристотеля в
музыкальной теории Царлино. Однако дело не
ограничивалось только эстетической теорией. В XVI
веке мы встречаемся и с практическими попытками
возрождения античной музыки.
Эти попытки явились
результатом изучения античных поэтик и правил
греко-латинского стихосложения. Отсюда возникла
тенденция к реорганизации ритма, появилось
стремление рассматривать длительность слога как
нечто большее, чем просто ударение. На этой
основе одна за другой возникают попытки
воспроизведения в современной музыке размера
греко-латинского стиха. В Германии сочиняются
композиции на темы Горация.
Во Франции идея о
подражании античной музыке пропагандируется в
кругу Ронсара и его "Плеяды" (А. де Баиф, И. дю
Белле, Р. Белло, Э. Жюдель). Под влиянием этих идей
поэт Антуан де Баиф основал "Академию музыки и
поэзии", которая, по его словам, должна была
"возродить старинный способ сочинения
размеренных стихов, чтобы применять к ним пение,
также размеренное согласно метрическому
искусству". Баиф выступил с обоснованием
концепции "размеренной музыки" ("lа musique
mesuree"), т. е. музыки, подчиненной поэтической
метрике. В соответствии с этим члены
"Академии" упражнялись в сочинении
произведений песенного характера, которые, в
подражание древним, строились на определенных
поэтических размерах. Так появился песенный цикл
композитора Курвиля на стихи Баифа. В
предисловии к песенному сборнику другого члена
"Академии" - композитора Клода Лежна -
говорится, что он воскресил забытую после
древних ритмику, "извлек ее из могилы, где она
лежала, для того, чтобы уравнять ее в правах с
гармонией". Однако все эти попытки оказались
сугубо академичными, лишенными действительного
исторического смысла.
В эпоху Возрождения
представления об античной музыке носили самый
отвлеченный характер. Почерпнутые из античных
трактатов о музыке и риторике, они не могли быть
проверены на музыкальной практике. Поэтому
попытки возрождения античной музыки, основанные
на иллюзорно понимаемой античности, были далеки
от действительной истории. Примером такого
отношения к античности может служить концепция
одного из крупнейших музыкальных теоретиков XVI
века - Винченцо Галилея.
Воспитанный на античных
авторах - Аристотеле, Платоне, Аристоксене,
Галилей пытался на практике возродить принципы
античной музыки. С этой целью он публикует только
что открытые нотные памятники - гимны Мезомеда. В
своем "Диалоге о старинной и новой музыке"
(1581) он пишет о "естественной простоте
естественного пения", которой отличалась
музыка древних греков, пока ее не сменила
"варварская" полифония средних веков. Эту
естественность античной хореи Винченцо пытался
возродить на практике, сочиняя музыку на тексты
Данте и декламируя их под аккомпанемент виол.
Такую декламационную музыку он считал
подражанием музыке древних греков.
Естественно, что это
убеждение в основе своей было иллюзорно. Но
предпринятые Галилеем попытки воскресить
античную музыку не пропали даром.
Действительно, поиски
Галилеем античного идеала оказались не чем иным,
как поисками современного стиля в музыке. В
отраженном свете античной хореи проглядывал
образ нового типа музыки - оперы. Таким образом,
полемизируя с современными полифонистами,
возрождая античную мелопею, Галилей, сам того не
зная, смотрел не назад, а вперед, открывал пути к
созданию нового стиля, который привел к
появлению оперы. Как отмечает советский историк
музыки Т. Н. Ливанова, "жизнь показала в
дальнейшем, что мысли Галилея дали превосходный
толчок к созданию нового стиля (монодии с
сопровождением) как драматизированного и
глубоко эмоционального... Галилей подошел к
созданию стиля оперного монолога, стиля, который
вскоре был найден его друзьями и
единомышленниками".
В музыкальной эстетике XVI
века мы не найдем единого, одинакового для всех
отношения к античной музыке. Одна группа
писателей и композиторов - В. Галилей, Боттригари,
Дони, Баиф и др. - считали, что возрождение
античной музыки неизбежно и необходимо. В связи с
этим они предлагали реформировать современную
музыку по античному образцу. Другая группа
музыкантов, к числу которых относились Гафори,
Салинас, Чероне, напротив, были довольны
современной музыкой и поэтому к античной музыке
не обращались. Наконец, существовала еще одна
концепция, которую разделяли, например, Глареан и
Царлино. Согласно этой концепции, которую нельзя
не признать более историчной, современная музыка
ушла далеко вперед от античной, хотя эта
последняя обладает рядом достоинств, утраченных
современностью. К числу этих достоинств
относилась необычайная близость поэта и
композитора, поэзии и музыки, которая была так
характерна для древних. Об этом единстве мечтали
почти все теоретики Возрождения, и, как мы уже
видели, оно составляло одну из главных тем их
исследований.
Место музыки
в системе искусств. В эстетике
средневековья музыка занимала верховное
положение в иерархической лестнице искусств и
ремесел. Место музыки определялось тем, что она
рассматривалась как умозрительная дисциплина,
возвышающаяся над всеми другими искусствами,
которые, как правило, относились к
"техническим искусствам", т. е. к ремеслам.
В эстетике Возрождения
это представление об абсолютном превосходстве
музыки уступает место иному воззрению. Известно,
что в эту эпоху центральное место отводилось
живописи. Тесно связанная с практикой искусства,
она в большей степени, чем музыка,
соответствовала реалистическому идеалу эпохи с
его требованием единства теории и практики. Так,
для Леонардо да Винчи музыка была всего лишь
"младшей сестрой живописи". "Музыку
нельзя назвать иначе, как сестрою живописи, так
как она является объектом слуха, второго чувства
после зрения, и складывает гармонию сочетанием
своих пропорциональных частей, создаваемых в
одно и то же время и принужденных родиться и
умирать в одном или более гармонических ритмах;
эти ритмы обнимают пропорциональность отдельных
членов, из которых эта гармония складывается, не
иначе, как общий контур обнимает отдельные члены
человеческой фигуры, из чего рождается
человеческая красота. Но живопись превосходит
музыку и господствует над нею, ибо она не умирает
непосредственно после своего рождения как
несчастная музыка".
Это представление о
второстепенном значении музыки по отношению к
живописи не было случайным. Оно выражало новый
идеал эпохи, отражало то изменение в системе
художественных, эстетических и научных
ценностей, которое произошло в эпоху
Возрождения.
Как мы видели,
средневековые теоретики занимались
преимущественно арифметикой. Обращаясь к
мистике чисел, они спекулятивным образом
исчисляли математические отношения, лежащие в
основе ритма, гармонии, лада и т. д. Напротив,
художники Возрождения с их живым интересом к
внешней природе, с их стремлением к практике и
опыту в качестве наиболее достоверного и
универсального способа познания мира выдвигают
геометрию. Они изучают оптику, стереометрию,
законы перспективы, пытаясь найти применение
математических законов в практике искусства.
Естественно, что наиболее адекватное выражение
эти законы и принципы получают в изобразительном
искусстве, и совершенно не случайно, что такие
художники, как Альберти и Леонардо да Винчи,
видят в живописи "науку наук". Музыке же
отводится подчиненная, второстепенная по
сравнению с живописью роль. То значение, которым
обладала в средние века музыка, получает теперь
живопись.
В эстетике Возрождения
происходит дифференциация жанров и видов
искусства и прежде всего выделение из музыки
танца как самостоятельного вида искусства. Не
случайно, что в XVI веке появляются первые
теоретические трактаты, посвященные танцу. Так,
например, в трактате итальянца Гулельмо
"Искусство и практика танца" мы читаем:
"Танец есть показательное действие,
согласующееся с размеренной мелодией
какого-нибудь голоса или правильным звучанием.
Прежде всего нужно отметить, что всякий, желающий
сочинить какой-нибудь танец вновь, должен иметь
правильное представление прежде всего о том,
желает ли он его написать в b-quadro или b-molle,
создавши наперед своей фантазией тему или напев
мелодичный, и чтобы был в мелодии надлежащий
размер... иначе он не покажется красивым;
необходимо также, чтобы он был так сочинен и имел
такой правильный размер, чтобы он доставлял
развлечение и удовольствие окружающим и тем,
кому нравится этот вид искусства, и, сверх того,
чтобы он нравился дамам: эти последние дают свое
суждение по своему вкусу и впечатлению, чем
исходя из требований разума или искусства,
которого они не знают или не понимают".
Музыкальная
эстетика эпохи Реформации. Развитие
музыкальной эстетики в Германии существенным
образом отличается от развития теории музыки в
Италии или Франции. Это было связано прежде всего
с политическими и экономическими условиями
развития страны. Несмотря .на то, что в конце
XV-начале XVI века в Германии начинают складываться
первые формы капиталистического способа
производства, она по-прежнему оставалась
феодальной страной с обилием всевозможных
пережитков средневековья. Все это наложило
своеобразный отпечаток на развитие немецкого
гуманизма. Выступая с обоснованием
гуманистических идей, против средневековых
схоластических теорий, немецкие гуманисты тем не
менее часто остаются в рамках
религиозно-философской проблематики, широко
пользуются теологическими понятиями и нередко
прибегают к авторитету священного писания.
Эти особенности
существенным образом сказываются на развитии
музыкальной эстетики и теории Германии XVI века.
Действительно, с одной стороны, мы находим у
немецких реформаторов и музыкальных теоретиков
традиционные представления о музыке. Эразм
Роттердамский, Меланхтон часто повторяют
средневековые суждения о музыке как средстве
воспитания благочестия и любви к богу. Известный
религиозный реформатор М. Лютер воскрешает
старинную идею отцов церкви о магическом
действии музыки, согласно которой она якобы
устрашает дьявола и ограждает человека от
действий злого духа. Ведь сатана, по словам
Лютера, не может переносить музыку, и поэтому она
- наиболее действенное средство борьбы с
дьяволом.
Однако, с другой стороны,
у тех же авторов мы находим вполне
реалистические представления о происхождении и
сущности музыки. Так, Меланхтон в рассуждении
"О пользе музыки" развивает идею о том, что
сущность музыки составляет гармоническая
пропорция. Поэтому музыка представляется ему
чем-то равноценным физике, которая также изучает
математические пропорции, или торговым сделкам,
которые опять-таки основываются на отношениях
пропорции. Только эти последние имеют дело с
арифметической пропорцией, тогда как музыка
основывается на пропорции гармонической. Точно
так же и у Лютера идея о магическом значении
музыки сочетается с вполне реалистическим
представлением о ней как об искусстве,
доставляющем человеку максимум удовольствия и
наслаждения. Поговорка, не без основания
приписываемая Лютеру, гласит: "Кто не любит
вина, женщин и пения, тот на всю жизнь останется
дураком". В теоретических высказываниях
Лютера о музыке постоянно повторяется мысль о
том, что музыка является наиболее значительной
из всех наук и искусств, и сам он признавался, что
если бы не был теологом, то охотнее всего стал бы
музыкантом. Убеждение в огромном эмоциональном
значении музыки сочетается у Лютера с идеей о ее
важном воспитательном назначении. "Музыку, -
говорил он, - необходимо сохранять в школе.
Школьный учитель должен уметь петь, иначе я на
него и глядеть не хочу".
Подобную двойственность
в истолковании музыки мы находим и у немецких
теоретиков музыки, среди которых особенно
выделяются Андриан Пети-Коклико и Герман Финк.
Преподаватель теории музыки в Виттенбергском
университете Герман Финк является автором
получившего широкую известность трактата
"Practica musica" (1556). В этом сочинении мы находим
еще многие отголоски средневековой музыкальной
теории, что проявляется в вопросе о
классификации музыки (Финк делит ее, в
соответствии с традицией, на мировую,
человеческую и инструментальную), в убеждении о
магическом ее значении и пр. Вместе с тем нельзя
не видеть, что в главнейших вопросах музыкальной
теории Финк окончательно порывает со
средневековой традицией. Это проявляется в
обосновании Финком органической связи музыки и
слова, в признании античной теории в качестве
высочайшего пункта развития музыкальной
культуры и т. д.
Интерес к практическим
вопросам музыкального искусства характеризует и
другого представителя немецкой музыкальной
эстетики - Андриана Пети-Коклико. В своем
сочинении "Compendium musicus" (1552) он уделяет
главное внимание вопросам обучения музыке,
правилам и приемам музыкального исполнения.
Пети-Коклико решительно отвергает средневековые
математические спекуляции, заявляя, что
"молодежь не должна терять время на изучение
музыкально-математических книг, ибо от этого
изучения не придешь к искусству хорошо петь".
Таким образом, несмотря
на историческое своеобразие, несмотря на
известный консерватизм, музыкальная эстетика
реформации развивалась в общем русле
эстетической теории Возрождения.
Общий итог. Развитие
музыкальной эстетики эпохи Возрождения отражает
процесс становления музыкального сознания.
Прежде всего достаточно очевиден тот
колоссальный прогресс, который совершается в
этой области. Действительно, в эпоху Возрождения
появляется глубочайший интерес к чисто
инструментальной музыке.
Вместе с тем в это время
необычайно обогащаются музыкальная тематика,
виды и жанры музыкального исполнения. И, что
особенно важно, происходят дифференциация и
углубление музыкального восприятия: из массы
голосов вычленяется один, доминирующий, ведущий
мелодию; из целого ряда т. н. "церковных"
ладов выделяются два контрастных по своему
эмоциональному значению - мажор и минор.
Характеризуя
эстетический смысл этого процесса, Т.Н.Ливанова
совершенно справедливо сопоставляет его "с
овладением какими-либо иными важнейшими
закономерностями в развитии выразительных
средств, например с овладением законами
перспективы в живописи или учением о пропорциях,
т. е. с законами, функционально подчиняющими все
композиционные частности произведения единой
структурной идее целого, единому "ключу".
Это поступательное
развитие художественного и эстетического
сознания Возрождения совершалось в двух
различных направлениях - как вширь, так и вглубь.
Освобожденное от ограничений, которым оно
подвергалось в средние века, творчество
композиторов осваивает самые разнообразные
формы и способы выражения. В эту эпоху расцветают
одновременно и пышная, яркая по колориту музыка
венецианцев, и строгая, сосредоточенная музыка
Палестрины, и сложная полифония фламандцев, и
живая жанровая песнь французов. Та же тенденция
проявляется и в бесчисленных нововведениях и
открытиях в области музыки, в изобретении
всевозможных инструментов, в организации
больших оркестров, сочинении музыки,
рассчитанной на десятки голосов. "В наши дни, -
свидетельствует Царлино, - композиторы не
довольствуются тремя-четырьмя партиями, так
смело их увеличивая, что некоторые дошли до
пятидесяти голосов, - от этого происходят большой
шум, гром и путаница".
Стремление к
разнообразию проявилось и в практике
музыкального исполнения, где широко
использовались всевозможные украшения,
сложнейшие пассажи. "Музыка,- говорит
итальянский теоретик Л. Цаккони, - делается все
более прекрасной из-за старания и умения певцов:
она меняется из-за украшений, которые все одного
рода, но благодаря их изяществу и акцентировке
кажется постоянно еще более прекрасной... Эти
украшения народ обычно называет "горло"
(gorgia): они - не что иное, как собрание многих нот
мелкой длительности на любую часть метрического
строения" ("Prattica della musica", 1592).
Популярны в эту эпоху и
пассажи, придававшие исполнению виртуозный
характер. Причем, как говорится в одном из
музыкальных пособий этого времени, исполнители в
употреблении пассажей должны руководствоваться
исключительно только "приятностью для слуха,
который, будучи другом созвучий, является лучшим
судьей для отличия плохого от хорошего, лучшим
руководителем в варьировании, увеличении и
уменьшении пассажей, согласно удобству
исполнителя" (L.Conforti, Breve e fecile maniera d'esercitarsi a fer
passaggi. 1593).
Наряду с тенденцией к
расширению и обогащению эстетического сознания,
в музыке и эстетике Возрождения отчетливо
проступает и другая тенденция, связанная с
углублением и усложнением психологического
восприятия действительности. Эта тенденция
проявляется в намечающемся стремлении к
драматизации, контрастам, психологизму,
выявлению личности художника.
Отсюда же возникает
стремление большинства музыкальных теоретиков
XVI века к драматизированному одноголосию, к
красоте естественного голоса, к отказу от
излишней полифонической сложности. Не случайно,
что Глареан в своем трактате запрещает
композиторам сочинять музыку более чем на четыре
голоса, а Винченцо Галилей пытается возродить
декламационную музыку древних. Не случайно
поэтому в музыкальных трактатах конца XVI века мы
все чаще встречаем жалобы на злоупотребления
некоторых композиторов сложными музыкальными
пассажами и украшениями.
Действительно, в
эстетическом сознании этого времени появляются
новые характерные черты. Наслоение отдельных,
самостоятельно идущих голосов уже не
удовлетворяет. Возникает потребность подчинения
всех голосов какому-то единому, доминирующему
началу. Характеризуя эти новые особенности в
музыке XVI века, М.В.Иванов-Борецкий пишет:
"Линеарность уже не удовлетворяет, отдельные
голоса все более теряют свою самостоятельность в
интересах одного голоса, который стремится
сделаться главным и претендовать на максимум
выразительности. Соподчинение спутников, а не
соседство соперников; одна мелодическая линия с
аккомпанементом, т. e. возникает аккордное
сознание".
Знакомясь с музыкальными
теориями Царлино, Глареана, Винченцо Галилея, мы
имели возможность убедиться, что эта эволюция
музыкального мышления в искусстве XVI века
оказала громадное влияние на развитие
эстетической мысли эпохи Ренессанса. Отказ от
полифонических ухищрений, стремление к
гомофонии отражали рост психологизма в музыке
этого времени и, как известно, привели в конце
концов к созданию нового, драматизированного,
психологически насыщенного стиля.
Выше мы наметили основные
проблемы и основные этапы развития музыкальной
эстетики западноевропейского средневековья и
Возрождения. Всестороннее изучение эстетических
и музыкальных теорий этого времени потребует,
несомненно, коллективных усилий как музыковедов,
так и историков и философов. Дальнейшее
углубленное изучение этой эпохи представляет
собой поэтому дело будущего. Предлагаемый нами
комментарий к основным памятникам
музыкально-эстетической мысли этой эпохи имеет
целью облегчить знакомство с этой малоизученной
в советской науке областью эстетической теории.