ШКОЛА СТАРИННОЙ МУЗЫКИ - БИБЛИОТЕКА
Газоблок
Т. Ливанова
XVII век
Музыкальный театр в Испании
Глава из книги "История
западноевропейской музыки до 1789 года: Учебник"
в 2-х тт. Т. 1
М., Музыка, 1983 (с. 449-454)
Истоки
испанского музыкального театра XVII века уходят в
прошлое. Мы знаем, как значительно было в XVI
столетии творчество крупнейших испанских
полифонистов, близких к римской школе, как
интенсивно развивалось искусство испанских
композиторов-органистов. По иному пути шли тогда
представители более мелких жанров светской
музыки. Это был менее заметный, скромный, но
вполне самостоятельный путь формирования
национального искусства на основе бытовых
музыкально-поэтических форм. Неоспоримое
значение на таком пути приобрело уже в XVI веке
тяготение музыки к театру и театра к музыке... С
одной стороны, музыкально-поэтические формы,
театрализуясь, превращались в небольшие
спектакли. С другой - развитые театральные
представления включали в себя бытовую музыку -
вильянсикос, испанские танцы.
Начало этому было
положено еще на рубеже XV и XVI веков Хуаном дель
Энсиной в его эклогах и репрезентасьонес. В XVI
веке за ним последовали поэт Лукас Фернандес и
драматург Хиль Висенте. Фернандес еще в 1510-х
годах положил на музыку свои "Диалоги для
пения" в виде небольших сценок с мелодиями
популярных вильянсикос и с элементами
музыкальной декламации под инструментальное
сопровождение. Хиль Висенте (родом португалец,
писавший на кастильском языке) ввел музыку в
большие феерические спектакли, весьма точно
обозначив ее участие в драме. Сама музыка не
сохранилась. Но по указаниям автора и на основе
имеющихся сведений о составе исполнителей
(певцы, ансамбль арф, виуэлы и другие), потребных
для такого рода постановок, можно судить о
значительной роли музыки в спектаклях Висенте.
Во всяком случае, в итоге его деятельности (ум. ок.
1536 года) за музыкой было упрочено ее место в
испанском драматическом театре: со временем
вставные музыкальные ансамбли в начале пьес и
балеты в финалах стали традиционными.
Постоянно интересовался
музыкой и драматург Д. С. де Бадохос, уделивший ей
большое внимание в своих пьесах (1554).
Развитие светского
театра в Испании затормозилось в период
Контрреформации Инквизиция преследовала театр.
В список запрещенных книг попали некоторые
сочинения Энсины и почти все произведения
Висенте. И в то же время в духовных
представлениях явно усилилась тяга к
музыке, к танцам, словно не находившая себе
выхода в чисто светском искусстве. В 1561 году в
Мадриде было издано весьма своеобразное
произведение Петро Суареса де Роблеса "Танец о
рождении Иисуса Христа в пасторальной манере".
Пьеса исполнялась в храме: пастухи танцевали под
звуки труб и других инструментов, ангелы пели
вильянсико.
Так
или иначе музыка вошла в театр и он уже не
расставался с ней. Крупнейшие драматурги,
создавшие мировую славу испанского театра. Лопе
де Вега и. Кальдерон не только вернули музыке ее
место в светских представлениях, но и всемерно
углубили ее значение. Начиная с драматургии Лопе
де Вега (1562-1635) испанская драма во всех ее
разновидностях так Тесно соединяется с музыкой,
что различие между любым драматическим
спектаклем и особым
музыкально-театральным жанром - сарсуэлой не
всегда легко уловить. Во всяком случае одно не
подлежит сомнению: испанский театр с тех пор
носит более синтетический характер, нежели,
например, итальянский, и если сарсуэла - еще не
опера, то испанская драматургия в целом больше
тяготеет к музыке, чем итальянская и даже
французская того времени.
Трудно выделить в XVII
столетии только определенные драматические
жанры, для которых была бы характерна связь с
музыкой. Наряду с крупными образцами
драматургии, включавшими музыкальные номера,
развивались малые музыкально-театральные жанры,
театрализованные песни (tonos, tonadas) и возникла
сарсуэла - новый, развитой и синтетический
музыкальнотеатральный жанр. Порой эти жанровые
разновидности как бы смыкаются -
грань между ними может быть и размыта.
Что
касается сарсуэлы, то она первоначально возникла
как придворное представление с музыкой и
получила свое название от имени королевского
замка (La Zarzuela). К типу сарсуэлы относится
спектакль по пьесе Лопе де Вега "Лес без любви",
поставленный в 1629 году в королевском дворце в
Мадриде. Музыка его не сохранилась. Однако
известно, что она занимала в пышном
представлении важное место. В посвящении этой
пьесы, когда она издавалась, Лопе де Вега писал,
что его стихи являются наихудшей частью
произведения - так он расценил сарсуэлу в целом.
Спектакль действительно отличался большой
постановочной сложностью, декоративностью
(аллегорический пролог, сценические превращения,
требовавшие мгновенной смены декораций). Машинно-сценической частью управлял опытный
флорентийский специалист Косме Лотти, который,
можно думать, был тогда в курсе постановочных
новшеств молодой итальянской оперы. Оркестр
оставался невидим для публики, и его участие в
спектакле имело большое выразительное значение.
Судя по характеру текста, пение чередовалось с
диалогами. Сам Лопе де Вега назвал свою пьесу "Эклогой",
по-видимому не придавая ей значения особого
театрального жанра.
Об
участии музыки в пьесах Кальдерона (1600-1681) можно
судить полнее. Многие из них по существу являются
сарсуэлами. Так, Кальдерон назвал свою пьесу "Фалернский
сад" (1629) "Празднеством сарсуэлы" ("Fiesta de
Zarzuela") с музыкой Хосе Пейро. Но и в других
случаях, даже не называя произведение сарсуэлой,
испанский драматург с большой тщательностью
указывает, где и какая должна звучать музыка -
вокальная или инструментальная. В некоторых
случаях это, видимо, была еще музыка старинной
традиции - мадригально-полифонической. Но ей по
ходу действия порой придавался глубокий
психологический смысл, она могла договаривать
то, о чем умалчивали герои, раскрывать скрытое и
углублять сказанное. Так, в двух пьесах
Кальдерона, в "Чудесном волшебнике" и в
комедии "Дать все - и ничего не отдать",
музыка, звучащая за сценой, должна раскрыть те
чувства героев, о которых они сами не решаются
говорить (любовное очарование, признание в
любви). В обоих случаях, однако, имя автора музыки
осталось неизвестным. Зато мы знаем, что
аналогичную музыку к пьесе Кальдерона "И Амур
не свободен от любви" написал испанский
композитор и "королевский арфист" Хуан
Хидальго. Здесь эта музыка тоже не носит оперного
характера: она дополняет и раскрывает драму
своими средствами, но не драматизирована по
форме изложения. Например, скрытый за сценой хор
должен выразить чувства влюбленной Психеи,
подходящей к спящему Амуру, пока она сама еще не
высказала их.
В
отдельных случаях музыка в пьесах Кальдерона
приобретала почти оперный смысл. В 1660 году при
мадридском дворе было поставлено "Празднество
сарсуэлы" Кальдерона под названием "Одним
лишь взором ревность убивает" с музыкой того
же Хуана Хидальго, которая охватывала весь текст
пьесы. Однако это скорее редкое исключение.
Последовательного развития такой тип
музыкального театра в Испании XVII века не получил,
и для сарсуэлы всегда оставались характерными
большие словесные диалоги.
Кальдерон создал немало
сарсуэл различного содержания - комедийных,
мифологических, историко-географических. К числу
сарсуэл у него относят пьесу "Пурпур розы" (о
Венере и Адонисе), эклогу "Эхо и Нарцисс", "Мост
в Монтибле" (из времен Карла Великого) и целый
ряд других произведений. Одна из сарсуэл
Кальдерона "Любовь - величайший восторг"
была очень пышно поставлена в специально
воздвигнутом для нее театре на пруду в
мадридском королевском парке. Во время спектакля
поднялась такая буря, что присутствующим в
театре на воде грозила опасность: поднялась
паника, и спектакль пришлось прекратить.
Кальдерон любил сарсуэлу,
понимая как связана она своими корнями с
традициями испанского народного искусства, хотя
и существует при дворе. В прологе к его "Лавру
Аполлона" ("Празднество сарсуэлы")
выступает сама Сарсуэла как аллегорический
персонаж. Она спорит с нимфами и хорами
придворных, уверяя их, что ей, "сельской
жительнице", несмотря на скромное
происхождение, суждено победить "церемонии
и напыщенность" в театре.
Участие музыки в
драматических спектаклях утверждается в XVII веке
как черта национального испанского театра.
Произведения других испанских драматургов
(Тирсо де Молины, Аларкона-и-Мендосы и иных) тоже
нередко ставятся с включением музыкальных
номеров.
Во
время Кальдерона наряду с его сарсуэлами в
театре ставились и сарсуэлы других авторов. Так,
до 1644 года была исполнена сарсуэла "Любовь
творит чудеса" Луиса Белеса де Гуевары с
музыкой того же Хуана Хидальго. Среди
музыкальных номеров ее - и речитативы, и арии,
первые сохранившиеся образцы испанской
сценической музыки нового стиля (мелодия с basso
continuo).
К
середине XVII века участие музыки в спектаклях
настолько расширилось, что к некоторым
драматическим постановкам привлекались все
музыканты Королевской капеллы. Чуть ли не в
каждой пьесе содержались сольные и хоровые
номера, инструментальная музыка, балеты. Вошло в
обычай открывать спектакль вокальным квартетом
(так называемый cuatro de empezar), иногда с
сопровождением арфы и виуэлы. Традиционными
стали музыкальные номера в прологе, например
народная песня - сегидилья, музыкальные
интермедии в антрактах, балеты в финалах или
фарсах, заключавших спектакль. Даже тексты для
этих номеров могли быть вводными и заказывались
особым авторам.
Распространение сарсуэлы
и других видов спектаклей с музыкой не
ограничилось Мадридом. В Валенсии, Барселоне,
Вальядолиде сарсуэла стояла ближе к
народно-бытовым жанрам, была свободна от
придворной зависимости. Рядом с сарсуэлой в
Испании развивались и другие, более мелкие
музыкально-театральные или театрализованные
жанры: небольшие комические интермедии, балетные
пьески (описанные еще в "Дон-Кихоте"),
характерные театральные песни - tonados. Среди тонад
встречаются очень живые сценические песни -
более игрового склада, чем в сарсуэле. К концу XVII
века относится, например, песня о борьбе
Дон-Кихота с ветряными мельницами.
Среди представлений с
музыкой большой известностью пользовались в
Испании XVII века так называемые auto sacramentales,
духовные пьесы с музыкой
символико-аллегорического типа, обычно
разыгрывавшиеся под открытым небом перед
собравшейся толпой. Этот же обычай существовал и
в Риме, где порой даже оперные спектакли
вывозились таким образом на площадь, Вообще
римский театр в некоторой степени был связан с
испанским. Кардинал Роспильози, как известно,
перенес в Рим отдельные черты испанской комедии.
Правда, итальянская опера в XVII веке не
импортировалась в Испанию. Но постановочный
стиль римской оперы, трактовка хора в ней, ее
католическая ориентация и - вопреки ей - народное
начало родственны испанскому театру того
времени.
Историю сарсуэлы
завершают в XVIII веке уже не столько поэты или
драматурги, сколько крупные и опытные испанские
музыканты. Среди поэтов выделяется лишь
Франсиско Бансес Кандамо (1662-1709) из Астурии,
особенно охотно культивировавший форму
сарсуэлы. К числу сарсуэл он отнес у себя и "Неистового
Роланда", и комедии, и пасторали ("Чудовище
ревности и любви"), и пьесу "Австрийцы в
Иерусалиме". Таким образом, сарсуэла на этом
этапе не зависит от литературно-драматического
жанра, а фигурирует в Испании как тип спектакля -
синтетического, с большим участием музыки.
Крупнейшие композиторы
сарсуэлы в XVIII веке уже не упускают случая
ставить свои имена на партитурах. Теперь они в
первую очередь, а не драматурги, представляют
сарсуэлу. Наибольшую славу снискали в этой
области Себастьян Дурон и Антонио Литерес - оба
высокопрофессиональные композиторы, авторы
крупных духовных сочинений и музыки для театра.
Дурон родился в Бриуэге, с 1691 года был
королевским капельмейстером и директором театра
в Мадриде, находился под личным покровительством
Карла II и эмигрировал во Францию при вступлении
на испанский престол Бурбонов. Во Франции Дурон и
умер. Художник с яркой национальной
самобытностью, Дурон пользовался в свое время
европейской известностью. В свои сарсуэлы, как и
в фарсы и тонады, Дурон смелее, чем кто-либо до
него, вносит свежий, оригинальный
мелодико-ритмический склад народного искусства.
Особенно хороши у него острые,
своеобразные танцевальные ритмы. Он не только
пишет музыку к сарсуэлам в стихах ("Очарованный
лес любви" на текст А. де Заморы), но и создает
сарсуэлы в прозе, что было тогда ново. Одна из
таких сарсуэл уже названа им "сценической
оперой": музыка ее написана для четырех
голосов, хора и инструментального ансамбля из
струнных и труб. Младший современник Дурона
Литерес (умерший не ранее 1752 года) с еще большей
определенностью устремляется от сарсуэлы к
опере. Так, он ставит в 1710 году в королевском
дворце сарсуэлу "Ацис и Галатея" (по поэме
Хосе де Каньизареса), а затем пишет просто "гармоническую
оперу в итальянском стиле" под названием "Стихии"
("Los elementos"). В сарсуэле "Ацис и Галатея"
арии уже по-оперному развиты, не лишены
виртуозности, но очень выразительны, изящны.
Однако значение сарсуэлы
в XVIII веке быстро заслоняется в Испании
нахлынувшей сюда итальянской оперой. Опера seria
как международный тип праздничного придворного
спектакля торжествует свою. победу и в Мадриде,
где оперные постановки занимают прежнее место
национальной сарсуэлы. Итальянские певцы
приобретают неограниченное влияние в испанской
столице. Знаменитейший во всей Европе
певец-кастрат Фаринелли становится полномочным
министром Карла V. Перспективы создания
национального оперного искусства, уже, казалось
бы, недалекие, отодвигаются на неопределенное
время.
Смотри далее: Т. Ливанова "Песня, оратория и
опера в Германии"
Вернуться
к оглавлению