БИБЛИОТЕКА |
Джек Уэстреп
Пёрселл
© Westrup J. A. Purcell. New York, 1962
© Л.: Музыка, 1980
© Перевод с английского А. Кочнева. Редакция
перевода Н. Образцовой
© Предисловие и комментарии Л. Ковнацкой
Текст приводится без нотных примеров
Глава 15
Инструментальные произведения
Мы уже говорили о значении инструментального творчества Пёрселла. Его оркестровая музыка практически во всех случаях либо связана с театром, либо входит в оды и антемы. Сохранилось и несколько отдельных пьес, которые являются фрагментами более крупных произведений, теперь утраченных. На этих сочинениях мы не будем специально останавливаться. Нам остается рассмотреть только камерную музыку: произведения для двух и более инструментов и сольные пьесы для клавесина и органа. Вся камерная музыка Пёрселла может быть разделена на две части. Первую составляют струнные фантазии, написанные, по - видимому, в 1680 году, вторую - два сборника сонат для двух скрипок, баса и баса-континуо, изданных, соответственно, в 1683 и 1697 годах. В струнных фантазиях, как и в "полных" антемах, Пёрселл все еще находился во власти старых музыкальных традиций, в сонатах же заметно освоение новейшего итальянского стиля.
Комментарии
109 "In Nomine" - особая разновидность старинной инструментальной музыки. На протяжении полутора столетия, в эпоху расцвета лютневой, вёрджинельной музыки, пьесы "In Nomine" были исключительно популярны (сохранилось более 150 образцов в рукописях). Название взято из текста мессы - "In nomine Domini". В средние века, когда композиторы стали сокращать литургические песнопения, начальный фрагмент "In nomine" использовался в качестве cantus firmus. "In Nomine" как тип хоральной прелюдии были распространены в творчестве английских вёрджинелистов. вернуться к тексту