ШКОЛА СТАРИННОЙ МУЗЫКИ - БИБЛИОТЕКА
БИБЛИОТЕКА

Вебер и Ницше о музыке


"Слово об авторе" и перевод с английского
Александра Щетинского
Публикуется по материалам журнала "Музыкальная академия", № 3-4, 1996 год.
Примечания
1 Лишь в 1882 году он в последний раз обращается к сочинению музыки и пишет одно из лучших своих произведений - песню "Молитва к жизни".
Фридрих Ницше, Том I:
Сочинения его детства и юности (1857-63)
Фридрих Ницше (1844-1900) полностью осознавал свое значение как мыслитель, который будет оказывать глубокое влияние на направление философских запросов будущих поколений. Признание его как философа твердо установлено, но, прежде, чем Ницше полностью посвятил себя философии, он уже создал значительные работы как поэт и композитор. Поэзия оставалась важнейшим средством самовыражения для него в его философских трудах; в ряде его трудов, особенное в Альзо ширах Заратустра, разделительная линия между философией и поэзией достаточно тонка. Музыкальное композиторство предшествует его увлечению философией, и поэтому обычно рассматривается как нечто незначительное для понимания его мысли. Сам Ницше, однако, считал важным, чтобы, по меньшей мере, часть его музыки должна быть известна с тем, чтобы избегать недопониманий его основных направлений как философа. Судя по его собственному свидетельству из письма от 1887 г.:
"...никогда еще не существовало философа, который, по своему существу был бы музыкантом до такой степени, как я".
Однако, когда речь идет о музыке, он не проявляет своего обычного утверждения в превосходстве. В том же письме он пишет:
"Даже так, возможно, что я мог бы быть совершенно безуспешным музыкантом".
Во время его жизни его сочинения не воспринимались как значительные ни его друзьями, ни широкой публикой. Даже после того, как его имя стало известным повсеместно, его сочинения либо оставались неизвестными, либо они воспринимались лишь только как любопытные штрихи его биографии. Целью этих записей является сделать звучание его сочинений доступным с тем, чтобы суждения, касающиеся их стиля и их ценности, могли бы быть выработаны без того, чтобы опираться на суждения других лиц даже в том случае, если они обладают таким статусом как Вагнер и фон Бюлов.
В период его насыщенного созидания как композитора, когда он был в возрасте от тринадцати до двадцати лет, Ницше нечасто комментировал свою деятельность в этой области. Это может быть следствием того, что у него не было преподавателя по композиции и что у него было мало возможностей сравнить свою работу с усилиями других композиторов. В более поздние годы, когда он оставил композиторство как средство самовыражения, он делал иногда ремарки, отзываясь вполне хорошо о созидательных музыкальных усилиях своих более юных лет. В письме от января 1875 г. Мальвиде фон Мейзенбуг он писал:
"Я пересмотрел сочинения своей юности и разложил их по порядку. Для меня всегда странно то, как через посредство музыки раскрываются неизменяемые аспекты характера; что то, что говорит мальчик через ее посредство, является таким четким языком сущности его всей натуры, что зрелый мужчина не хочет, чтобы это менялось - за исключением, естественно, несовершенств техники и тому подобного". ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72
Вернуться на главную страницу