ШКОЛА СТАРИННОЙ МУЗЫКИ - БИБЛИОТЕКА
Двенадцатью годами позже, в октябре 1887 г., незадолго до того, как работа его жизни пришла к заключению, он писал дирижеру Феликсу Мотти:
"Мне хотелось бы, чтобы это музыкальное произведение (Гимн жизни) могло бы стоять как комплимент слову философа, которое, как это свойственно словам, должно оставаться по необходимости неясным. Действие моей философии находит свое выражение в этом гимне".
Ясно, что Ницше сам думал, что, по меньшей мере, это, его последнее сочинение, должно быть всегда связано с его именем как важный ключ к пониманию его философской мысли. Это представляет собой самый необычный вызов для философа, но и та манера, в которой Ницше представлял свои философские аргументы, тоже необычна и в некотором роде ближе к языку музыки, чем к тому типу отстраненного рационального аргумента, который предпочитают другие философы. Он хорошо осознавал ограничения рациональной аргументации и он подчеркивал, что эстетическое понимание жизни, по меньшей мере в том виде, в котором она развилась в западной культуре, черпает многое для своей силы от споров и разрешения дисонансов. В дополнение к этому музыка времени Ницше, включая его собственную, во многом использовала неожиданные модуляции (отклонения от тональных центров) и иногда от резких и шокирующих контрастов. Все это характерно также и для литературного стиля Ницше. Поэтому, думать о его письменных трудах, пользуясь терминами музыкальных партитур, может быть и не столько уж натянутым и может придать новые измерения значению его зачастую резким и противоречивым высказываниям.
Если и есть оправдание созданию трудов Ницше в терминах музыкальных образов, то знание его сочинений должно быть важным, чтобы получить доступ в самые глубины работы его мозга. Однако, до сих пор его сочинения привлекали мало внимания. Это может частично объясняться их относительной недоступностью. В своей полной форме они появились только лишь с 1976 г., когда Курт Пауль Янц опубликовал весь объем музыкальных трудов Ницше в одном томе (Фридрих Ницше, Дермузикалише нахласс, Баренрейтерферлаг Базель, называемый здесь ДМН). Но даже и если эта книга представляет собой научное достижение порядка первого ранга, все же она еще не осуществила широкого знакомства с музыкой Ницше. Целью данного собрания является сделать возможным прослушивание сочинений Ницше. Помимо их документарного сопоставления для последователей Ницше и студентов, они могут быть также чисто интересны как произведения искусства и помогать приближать Ницше как человека к тем, кто испытывает трудности в понимании и оценке слов этого философа.
Том содержит те сочинения Ницше, которые он написал до достижения двадцатилетнего возраста. Они представляют, в целом, весьма детальный комментарий к его эмоциональному и интеллектуальному развитию. Поскольку он работал без преподавателя, без регулярного инструктажа и при очень ограниченном внешнем поощрении, то они также представляют собой яркую демонстрацию его прирожденного импульса для самовыражения его независимости и его желания воспринимать риск и потенциальный провал. Некоторые биографические данные должны помочь в понимании их как регистратора развития его личности.
Ницше родился в Рокене (Саксония) 15 октября 1844 г., в семье, откуда выходили в течение многих поколений протестантские пасторы. Его детские годы отличались глубокой любовью к его отцу. Самые счастливые детские воспоминания Ницше были связаны со слушанием импровизаций его отца на пианино. Когда ребенку исполнилось только 5 лет, его отец умер от болезни мозга. От маленького мальчика ожидали, что он продолжит традицию и возьмет на себя те обязанности, которые нес отец в доме, где было много женщин. Вскоре после смерти своего отца, семья переехала в Наумбург, где Ницше получил уроки на пианино и где он имел возможность слышать хорошее исполнение церковной музыки. Его первые попытки сочинительства относятся к 1856 г., когда ему не было еще двенадцати лет. Эти первые попытки представляют собой достаточно амбициозные сонаты для фортепиано и оркестровые произведения; они характеризуются отсутствием техники и формального сочетания, но они показывают стремление мальчика войти в свою культуру не только как ученик, но и как активный участник. В четырнадцать лет он стал учеником знаменитой школы- интерната в Шульнфорте, которая обеспечивала глубокое гуманитарное образование, а также свободное время для учащихся, чтобы развивать свои собственные интересы. Вместе с двумя прежними друзьями из Наумбурга, которые также учились здесь, он основал общество для создания и споров о литературе, критических и музыкальных работ. Это общество, называемое "Германия", существовало три года. При приеме в общество Ницше принимал, в основном, сочинения, отражающие музыкальный опыт, с которым он в то время был знаком: наброски симфоний, ораторий, тональных стихов. Практически все эти работы оставались незавершенными, но они демонстрируют яркое, гармоничное и драматическое воображение. Большинство этих набросков рассчитаны на духовную музыку. В течение лета 1861 г. Ницше, должно быть, испытал кризис самосознания, осознав, что он был не в состоянии контролировать крупномасштабные музыкальные формы, а также отход от духовных текстов. В течение нескольких следующих лет его музыкальные стремления были сконцентрированы на сочинениях для фортепиано и песнях. Вместо религиозных текстов он искал вдохновения у романтических поэтов, а также у не- германского фольклора. Теперь он преуспел в завершении большинства своих музыкальных работ, которые отличаются как оригинальностью, так и техникой, требуемой для их формы. В течение этих лет он закончил обучение в Шульнфорте и начал изучение филологии в Боннском университете. Большинство его сочинений были созданы во время каникул и намеревались как подарки для членов семьи и друзей.
Музыка в этом томе
Исполнительские работы в данном собрании сочинений включают все сочинения Ницше, которые он написал до конца 1863 г. и которые он оставил в форме, годной для исполнительства. Единственным исключением является тональная поэма Эрманарихой 1862 г., произведение для оркестра, из которого он сделал законченную версию для соло на фортепиано. Существует намерение включить это сочинение в новый вариант для оркестра вместе с некоторыми более поздними оркестровыми работами Ницше при следующем издании данной кассеты. Не включено большинство сочинений, которые либо технически несовершенны и помешают исполнению, или которые существуют лишь как фрагменты или предварительные наброски. Там, где это было возможно и там, где качество изначальной идеи позволяло это, были произведены аранжировки или переписание для того, чтобы создать полную картину масштаба, насколько это возможно, развития Ницше как композитора.
Важно помнить, что сочинения, вошедшие в этот том, были написаны не философом Ницше, а мальчиком и юношей, который не обладал профессиональным образованием в области композиторства и который еще не достиг двадцатилетнего возраста. Даже в том случае, если они не являются свидетельством его философского мышления, они являются произведениями того же человека, который позже написал Альзо ширах Заратустра. Те исполнители, которые создали этот диск, стали любить и уважать музыку вдохновленного и талантливого юноши за его врожденные ценности, не говоря о его биографической значимости.
Записи
Эта запись была первоначально произведена в Конкордийском университете, Монреаль, Канада в качестве внутриучебного исследовательского проекта, в работу которого вошли департамент музыки и колледж Лонерганского университета. Помощь по исследованию была предоставлена факультетами изящных искусств и искусста и науки. Сама запись и редакторская работа проходила в 1992 и 1993 гг. в концертном зале Конкордия. Особая благодарность выражается д-ру карлу Полю Янцу, редактору музыки Ницше за его бесценные советы относительно исполнения конкретных сочинений.
Исполнители
Лауретта Альтман училась в Джуиллиардской школе музыки в Нью-Йорке и с Филипом Коэном в Монреале. Ее часто можно слышать как солистку и исполнительницу камерных музыкальных произведений, а также на Радио Канады. Она является соучредителем Александрийского фестиваля.
Вольфганг Боттенберг родился во Франкфурте, Германия, изучал философию и теологию до того, как начал учиться музыке в университетах Альберты и Цинцинатти. Будучи преподавателем в департаменте музыки в Конкордийском университете, он активно проявляет себя как композитор, преподаватель и научный работник. ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72