ШКОЛА СТАРИННОЙ МУЗЫКИ - БИБЛИОТЕКА
Миллер Я. Шеренга великих композиторов
|
|
ФРАНЦ ШУБЕРТ
(1797—1828)
Сын учителя, родившийся в предместье Вены, в Лихтентале. С одиннадцати лет он участвует в императорском хоре. Его выдающиеся способности были замечены крупнейшими венскими музыкантами и композиторами. Сальери занялся его образованием в области теории и игры на фортепиано.
Но отец предназначил Шуберту карьеру учителя и поэтому, как только Францу исполнилось 17 лет, сделал его своим помощником. Так как профессия учителя освобождала от военной службы, а Францу вовсе не хотелось служить в королевской армии, он уступил требованиям отца.
Когда Шуберт, наконец, окончательно решил посвятить себя музыке, отец выгнал его из дому. Он не был допущен даже к ложу умирающей матери. Однако Шуберт остался верен своему решению и продолжал заниматься исключительно композиторским трудом. Не имея твердого заработка, Шуберт постоянно испытывал нужду и лишения. Будучи человеком болезненно скромным, он не дождался при жизни заслуженной славы и признания. Он поддерживал отношения лишь с небольшим кругом своих друзей, которые, в свою очередь, всячески стремились пропагандировать произведения одаренного композитора. В Вене были известны так наз. „шубертиады” — вечера, на которых Шуберт и друзья композитора исполняли его произведения.
1827 год принес Шуберту большой успех. Друзьям удалось организовать концерт, посвященный его произведениям. Это был единственный концерт в жизни композитора. Он принес довольно большой доход и весьма лестные для Шуберта рецензии. Но признание пришло слишком поздно. В следующем году композитора уже не было в живых. Шуберт в течение всей своей жизни ни разу не был за границей и из Вены выезжал всего лишь несколько раз: один раз — в Горную Австрию, другой — в Штирию, и дважды — в резиденцию мецената Эстергази, где летом выступал перед знаменитыми любителями музыки.
Шуберт оставил богатое творческое наследие. Он написал девять симфоний (одна из них пропала, другая — наиболее популярная, не была закончена композитором), оперы, сценические музыкальные произведения (в частности, музыку к драме „Розамунда”), мессы, кантаты, многочисленные квартеты и др. камерные произведения, хоровые произведения и, прежде всего, песни. Шубертом, выдающимся мастером песни, написано около 600 песен, причем каждая из них имеет свой, только ей присущий характер и облик. Для создания определенного настроения и характера композитор прибегает к специфическому аккомпанементу, как например, лошадиный топот в песне „Лесной царь” или шум ручейка — в „Форели”. Некоторые из них, близкие по своему содержанию, он объединял в циклы — „Прекрасная мельничиха”, „Лебединая песнь”, „Зимний путь”.
„Нет ни одной песни Шуберта, — сказал Брамс, — от которой нельзя было бы чему-нибудь научиться”. Значительная часть произведений Шуберта была обнаружена лишь много лет спустя после смерти композитора, который при жизни не заботился о своих произведениях и ничего не предпринимал ни для их публичного исполнения, ни для издания.
_____________________________________________________
ГАЭТАНО ДОНИЦЕТТИ
(1797—1848)
Родился в Бергамо (Италия). Вначале решил посвятить свою жизнь военной карьере, но любовь к музыке привела его в Болонскую консерваторию, окончив которую он стал композитором-профессионалом. Занимаясь почти исключительно духовной музыкой, он вскоре, однако, приходит к выводу, что подлинным его призванием является опера, и с 1818 г. полностью посвящает себя созданию оперной музыки.
Будучи одновременно и дирижером, Доницетти принимает приглашения различных театров Венеции, Неаполя, Флоренции и Милана. В период 1836—1839 он преподает контрапункт в Неаполитанской консерватории. Однако, его все больше начинает привлекать Париж, который он решил покорить своим талантом. Мечта композитора осуществилась: его оперы „Фаворитка” и „Дочь полка” были приняты там с энтузиазмом. Поставив в Венском оперном театре „Линду ди Шамуни”, он остается в Вене на два года в качестве придворного капельмейстера.
Начались дальнейшие турне — Неаполь, Париж... Но тут композитора постигло несчастье: появились признаки неизлечимой психической болезни. Недолго пробыв в больнице для душевнобольных под Парижем, он возвращается в свой родной город, где вскоре умирает.
Доницетти оставил в своем творческом наследии около семидесяти опер, из которых до наших дней удержались на оперных сценах: „Дон Паскуале”, „Лючия ди Ламермур”, „Любовный напиток”, „Дочь полка”. Их своеобразие — в необычайной легкости, исключительной мелодичности, а также в убедительности музыкальной характеристики драматических моментов. Фрагменты опер Доницетти разлетелись по всей Европе, а некоторые были приняты (с небольшими изменениями) как патриотические польские песни: „Марш Мерославского” и „Марш Соколов”, или как русская песня „Укажи мне такую обитель”.
_____________________________________________________ ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49