ШКОЛА СТАРИННОЙ МУЗЫКИ - БИБЛИОТЕКА
БИБЛИОТЕКА

Миллер Я. Шеренга великих композиторов


Приехав в Мюнхен, он встречается там с дочерью Листа — Козимой Бюлов и вскоре женится на ней. В 1871 г. Вагнер с семьей переезжает в Байрёйт. Вскоре он выступает с инициативой постройки в этом городе большого оперного театра, на сцене которого могли бы идти немецкие оперы. В 1876 г. строительство оперного театра было закончено. На открытии театра была исполнена оперная тетралогия „Кольцо Нибелунгов”.
В период расцвета своей славы Вагнер не прекращает гастрольных поездок по Европе. В 1883 г. он посетил Италию. Умер он в Венеции во время приступа астмы. Похоронен в Байрёйте.
В творчестве Вагнера ведущее место вначале занимают оперы, а со временем музыкальные драмы: „Тангейзер”, „Лоэнгрин”, „Летучий голландец”, цикл опер „Кольцо Нибелунгов” („Золото Рейна”, „Валькирия”, „Зигфрид”, „Закат богов”), „Нюренбергские мейстерзингеры”, „Тристан и Изольда” и религиозная мистерия „Парсифаль”. В своей начальной стадии музыкальное творчество Вагнера вполне умещалось в рамках романтизма. Однако со временем он вырабатывает свой собственный стиль. В более поздний период своего творчества он широко применяет систему „лейтмотивов” — для характеристики какого-либо образа или явления. Вагнер считает своей целью объединить три вида искусства: музыку, поэзию и театр. Поэтому зачастую мелодия у него отступает на второй план, чтобы выделить текст, им же самим написанный. Таким образом, музыка Вагнера отходит от прежней формы, и ее нельзя (за исключением чисто инструментальных фрагментов) рассматривать в отрыве от текста.
В области гармонии Вагнер значительно перерос рамки эпохи романтизма. Он стал создателем совершенно новых созвучий. Примером может служить не встречавшийся до этого „тристановский аккорд”, впервые использованный композитором во вступлении к „Тристану и Изольде”. Тяжелая инструментовка с преобладанием медных инструментов и одновременно — мастерское использование оттенков звука характерны для творчества Вагнера. В основу либретто его опер положены древненемецкие легенды, что позволяет считать его наиболее немецким, по своему духу, композитором.
Из инструментальных произведений Вагнера следует упомянуть симфонию, несколько увертюр („Фауст”, „Полония”, в которой ощущаются польские национальные темы), „Императорский марш”, написанный в связи с образованием в 1871 г. Германской империи, и ряд других произведений.
Одновременно с чисто музыкальными занятиями, Вагнер занимался литературной и публицистической деятельностью. Он был автором всех либретто для своих опер и музыкальных драм. Эти либретто написаны на высоком литературном уровне. Книги Вагнера посвящены исключительно вопросам музыки: „О дирижировании”, „Бетховен”, „О предназначении оперы”. Названия проникнутых полемическим запалом статей говорят сами за себя: „Произведение искусства будущего”, „Опера и драма”, „Проект организации немецкого национального театра”, „Искусство и революция”.
После смерти Вагнера идея объединения искусств время от времени находит своих последователей, предпринимающих более или менее удачные попытки в этом направлении.
_____________________________________________________
ДЖУЗЕППЕ ВЕРДИ
(1813—1901)
Сын трактирщика из северноитальянской деревушки Ронколе. Пытался попасть в Миланскую консерваторию, куда не был принят под предлогом отсутствия музыкальных способностей. Не падая духом, Верди берет частные уроки у одного из учителей оперного театра Ла Скала. Его первые попытки создания музыкального произведения оказались неудачными. Лишь написанная в 1842 г. опера „Навуходоносор” обеспечила ему место в музыкальном мире. С этого времени он начинает получать заказы от различных оперных театров Европы, вплоть до Каирского оперного театра — по случаю открытия Суэцкого канала. Тогда-то им и была написана „Аида”.
Вся жизнь Верди была заполнена музыкальным творчеством. Однако это не мешало ему принимать активное участие в политической жизни. Много сил и энергии отдавал он делу объединения Италии. В 1872 г. Верди становится сенатором. В 1897 г. он обосновал в Милане Дом для престарелых музыкантов. Умер в Милане, похоронен был в своем имении Буссето.
Верди написал 28 опер, среди которых мировое признание получили прежде всего „Риголетто”, „Трубадур”, „Травиата”, „Аида”, Для них характерна глубокая мелодичность, сближающая их с музыкой Доницетти и Россини, при довольно примитивной трактовке аккомпанемента оркестра. К концу жизни композитора такое соотношение начало несколько изменяться после того, как он принял входивший в то время в моду „веристский” стиль (оперы „Отелло” и „Фальстаф”).
Кроме опер, он написал „Реквием” и другие религиозные произведения, носящие, правда, скорее оперный, чем церковный характер.
_____________________________________________________
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ДАРГОМЫЖСКИЙ ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49
Вернуться на главную страницу