ШКОЛА СТАРИННОЙ МУЗЫКИ - БИБЛИОТЕКА
Кухонные столы смотрите здесь.
Миллер Я. Шеренга великих композиторов
|
|
С течением времени голоса приобретают все большую самостоятельность, и в музыке появляется новое направление — полифония. Различные стили этого направления представляли три нидерландские школы. Первая (1425—1475) создала понятие контрапункта (ее главным представителем был Дюфаи); вторая (1475—1525) выражала расцвет контрапунктических форм (Жоскен Депре) и, наконец, третья (1525—1600), главным представителем которой являлся Орландо Лассо, была как бы переходом к следующему периоду, к Римской школе Палестрины. Римская школа делает упор на свободу, естественность звучания, уже несколько утраченную в контрапунктических ухищрениях. Наряду с чисто вокальной музыкой, так называемой „а капелла”, к хору добавлялся аккомпанемент органа или других инструментов, количество которых непрерывно увеличивалось. Вместе с тем создавались не только музыкальные произведения религиозного характера, но и светские, исполняемые, главным образом, трубадурами. Однако влияние церковной музыки оставалось еще настолько сильным, что песни трубадуров мало чем отличались от церковных.
В XVI—XVII вв., под влиянием Реформации и в результате Тридцатилетней войны, светская власть церкви оказалась сломленной. Центром музыкальной жизни становятся дворцы королей и магнатов. В этот период особенно усиливается интерес к античному искусству, возрождение (или — ренессанс) которое дало название всей эпохе. Само собой разумеется, что это вызвало необходимость в изменении и самого музыкального стиля. Стремление вернуться к древнегреческой трагедии дало в результате совершенно новую форму — оперу (первая в мире опера „Дафна” Я.Пери, 1594). В новых произведениях главную роль играют сольные партии. Инструментальная фактура подвергается упрощению, место полифонии занимает гомофония или одноголосие, сопровождаемое аккордами. Создаются новые формы инструментальной музыки. Светская музыка начинает занимать доминирующее положение.
Музыкальный стиль, совпадающий с эпохой Возрождения и барокко в изобразительном искусстве и архитектуре, называют доклассическим. В эту эпоху выступают композиторы-виртуозы, демонстрирующие одновременно с высоким композиторским мастерством широкие возможности использования своих музыкальных инструментов. Это клавесинисты — Куперен, Рамо, Доменико Скарлатти, скрипачи — Вивальди и Корелли, органисты — Гендель, Иоганн Себастьян Бах, ставшие во главе этой музыкальной эпохи как крупнейшие мастера полифонии. Характерно, что в период их деятельности большинство композиторов уже отошло от полифонии. В эту эпоху определяются основные типы инструментов, дожившие до наших дней. В области теории и гармонии установилась тональная система, господствующая и в наши дни.
Следующим периодом в музыке был классицизм, который длился, правда, довольно недолго (вторая половина XVII века), но сыграл огромную роль в развитии музыкального искусства. В этот период выкристаллизовываются основные музыкальные формы, определяется состав оркестра, устанавливается идеальная — классическая — пропорция между содержанием и формой, между „материей” музыкального произведения и его построением. Эти процессы сопровождаются развитием и расцветом оперных театров, филармоний, камерных ансамблей. Группу композиторов этого времени возглавляют Моцарт, Гайдн и Бетховен (впрочем, Бетховен в более поздний период творчества относится к эпохе романтизма).
Переломный момент в мировой истории, каким явилась Великая французская революция, стал переломным моментом и в истории музыки. С распадом феодальной системы центр музыкальной жизни переносится из дворцов магнатов в салоны буржуазии. Рояль, занявший теперь центральное место в салоне, становится главным инструментом. Начинается период романтизма. Конструкция рояля решающим образом повлияла на мелодику музыкальных произведений. Кроме того, реформация некоторых закостенелых форм классицизма вызвала и большую свободу в области формы.
Рост национального самосознания во всем мире также нашел свое отражение в музыке. Возникают национальные музыкальные школы: в Польше — Шопен и Монюшко, в Германии — Вебер, в Чехословакии — Сметана, в России — Глинка, в Норвегии — Григ, в Бельгии — Бенуа, в Венгрии — Лист.
Одновременно с „абсолютной” музыкой развивается и так называемая „программная” музыка. Появляется новая форма — симфоническая поэма (Берлиоз). Многие композиторы зачастую становятся исполнителями-виртуозами. Это пианисты — Лист, Шопен, Мендельсон, скрипачи — Паганини, Липиньский, Венявский.
Романтический стиль подвергался видоизменениям: от первоначального наивного героизма он доходит до сентиментализма. Развитие техники во всех областях жизни не могло не отразиться и на способах изготовления и совершенствования музыкальных инструментов. Разумеется, это повлияло и на состав оркестра, а в связи с этим — и на инструментовку произведений, которая становится все насыщеннее и сложнее.
Во второй половине XIX века романтизм видоизменяется в стиль, который принято называть „неоромантизмом”. Он развивается в двух направлениях: одно из них имеет тенденцию возвращения к классическим формам, при сохранении романтического содержания (Чайковский, Брамс, Дворжак); представители второго — создают программную музыку, порывая с установившимися нормами и провозглашая объединение различных видов искусств — музыки, поэзии и драмы (Вагнер). Иные композиторы (Верди, в своих более поздних операх, Масканьи, Пучини) стараются показать жизнь „как она есть”. Это направление так называемого веризма, „направление правды” (от итал. vero — правдивый).
В результате начатого Вагнером раздробления существовавших форм появляется импрессионизм (Дебюсси, Равель), получивший свое название по примеру импрессионизма в изобразительном искусстве. Импрессионизм в музыке ставил своей целью передачу впечатлений, выходящих за пределы музыки. Характерна для него легкая инструментовка; гармония перестает быть связанной с тональностью.
Начало XX века становится периодом многочисленных композиторских экспериментов, в основе которых лежало отрицание всей музыки прошлого и стремление к использованию разнообразных технических и формальных средств и приемов. В это время сформировались различные направления, такие как экспрессионизм (Скрябин, Шёнберг, модернизм (Стравинский, Хиндемитт), а после Второй мировой войны — додекафония. Эти эксперименты сыграли свою положительную роль, ибо позволили композиторам на практике проверить различные технические возможности и определить их пригодность.
В настоящее время музыка не ограничивается какими-то определенными формами. Одновременно с продолжающимися далее экспериментами в области формы, существует и чисто тональная музыка, а наряду с эпигонами модернизма и экспрессионизма имеют место попытки вернуться к прежним стилям. По всей вероятности, в этом разнообразии сформируется стиль, которому будущие поколения придумают название и начнут считать его характерным для XX века.
Наша книга „Шеренга великих композиторов” приводит краткие характеристики отдельных композиторов различных эпох. При этом мы вынуждены были отказаться от широчайшей области легкой музыки, развивающейся, начиная от Оффенбаха и Иоганна Штрауса, все более бурно.
В книгу не вошли также живущие в настоящее время композиторы, даже наиболее выдающиеся из них, так как творчество их продолжается и сегодня.
_____________________________________________________
ДЖОВАННИ ПЬЕРЛУИДЖИ ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49