ШКОЛА СТАРИННОЙ МУЗЫКИ - БИБЛИОТЕКА
Миллер Я. Шеренга великих композиторов
|
|
АНТОНИО ВИВАЛЬДИ
(ок. 1675—1741)
Родился в Венеции, точная дата его рождения неизвестна. Вивальди был ксендзом. Из-за рыжей шевелюры его произвели „красным ксендзом”. Кроме теологического образования, он получил также музыкальное образование как скрипач и композитор. Вопросы музыки его всегда интересовали больше, чем вопросы религии. Если во время несения службы ему приходила в голову какая-нибудь музыкальная тема, он тут же покидал алтарь, чтобы ее записать.
С 1703 по 1713 гг. был дирижером при княжеском дворе в Мантуе, а в 1714 г. вернулся в Венецию, где вначале служил скрипачом в соборе св. Марка, а потом был директором консерватории.
В многогранной композиторской деятельности Вивальди основное место занимает камерная музыка и произведения, в которых скрипка выступает соло. Вивальди впервые вводит тип концерта для скрипки и оркестра, а также — для двух и четырех скрипок. Им создано около двадцати таких концертов, в том числе единственный в истории музыки концерт для двух мандолин.
Творческое наследие Вивальди состоит из сонат для скрипки, трио, множества хоровых и оркестровых произведений и, наконец, тридцати восьми опер. Его музыка относится к доклассическому стилю, в ней еще сохранились следы старой культовой музыки, хотя она и носит итальянский характер, преобладавший в европейском оперном и камерном творчестве того времени.
Вивальди оказал большое влияние на других композиторов. Иоганн Себастьян Бах интересовался его произведениями, особенно скрипичными концертами, транскрипции которых он создал для других инструментов. Шесть концертов Вивальди он переложил для фортепиано или — органа с оркестром. Эти произведения в течение более полутора веков считались произведениями Баха.
_____________________________________________________
ЖАН ФИЛИПП РАМО
(1683—1764)
Родился в Дижоне (Бургундия). Семнадцати лет от роду он издал в Париже сборник своих музыкальных произведений для клавесина. Страсть к путешествиям привела Рамо в Италию. Там он играл на различных инструментах, преподавал музыку, был скрипачом во французской актерской труппе, с которой и вернулся в 1717 году в Париж. Но прежде чем окончательно осесть в столице Франции, он провел несколько лет в качестве органиста в Лилле и Клермонте. В Париже он приобрел известность как теоретик, издав нашумевший „Трактат о гармонии”. Одновременно с этим он не прекращал своей композиторской деятельности. За успехи в области создания опер король Людовик XV присвоил ему почетное звание придворного композитора. Эту должность Рамо занимал до конца своей жизни. Кроме музыкальных произведений, он писал теоретические труды в области гармонии и методики игры на клавесине.
Композиторское наследие Рамо насчитывает, кроме тридцати опер (наиболее известные — „Кастор и Поллукс”, „Ипполит и Арисия”, „Галантная Индия”), музыку к сценическим произведениям, балеты, кантаты, мотеты, а также многочисленные произведения для клавесина, которые были более популярны, чем его оперы.
Музыка Рамо — чисто французская. В операх и вокальных произведениях она тесно связана с самим характером этого языка. В противоположность итальянской музыке, здесь больше внимания уделяется хору и речитативам, чем певучести мелодии. Рамо продолжает национальный стиль французской оперы, создателем которой был Люлли. В течение полувека он оставался самым выдающимся представителем этого стиля.
Немалую роль сыграли и теоретические произведения Рамо. Он отказался от старинных церковных ладотональностей и точно определил основы новой тональной системы — системы dur-moll, сохранившейся и поныне. Им был создан цифрованный бас: аккорды на нем были обозначены цифрами, указывающими расстояние от басовой ноты. На этом основана классическая гармония, а также способ музыкальной записи, сохранявшийся до первой половины XIX века.
_____________________________________________________
ГЕОРГ ФРИДРИХ ГЕНДЕЛЬ ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49