БИБЛИОТЕКА

Миллер Я. Шеренга великих композиторов


Родился в Бургундии (район Франции). По настоянию отца-врача начал изучать в Париже медицину. Но одновременно с этим поступил в консерваторию, что вскоре привело к конфликту с семьей. В конце концов Берлиоз решает полностью посвятить себя музыке. В 1830 г. ему присуждают Римскую премию. К этому времени он начинает усиленно писать музыку, одновременно занимаясь и музыкальной критикой. Резкие критические замечания, высказываемые им в статьях и рецензиях, не раз мешали ему в его музыкальной карьере. С 1840 г. он начинает свое турне по Европе, выступая как дирижер с концертами, на которых исполнялись его произведения. Во время гастролей он побывал в Германии, Австрии и дал несколько концертов в России. С 1852 г. Берлиоз, поселившись в Париже, занимает должность библиотекаря Парижской консерватории. В 1856 г. ему присваивают звание члена Французской академии.
Берлиоз стал создателем нового музыкального жанра — симфонической поэмы, которая с этого времени сделалась очень популярной среди композиторов XIX века. Кроме того, им первым была создана увертюра как самостоятельное произведение, не связанное ни с оперой, ни с ораторией. В его творческое наследие входят: „Фантастическая симфония”, симфонические поэмы (в т.ч. „Ромео и Джульетта”, „Гарольд в Италии”), кантата „Осуждение Фауста” (с знаменитым „Маршем Ракоци”), оперы (в т.ч. „Троянцы”) и др. вокальные и инструментальные произведения. Сохраняя классическую мелодию, композитор пользуется всеми техническими завоеваниями эпохи романтизма. Программная музыка ему особенно близка, хотя многие из его произведений и написаны в классической форме, столь характерной для непрограммной музыки.
Музыка Берлиоза отличается великолепной инструментовкой. Не случайно его принято считать, наряду с Николаем Римским-Корсаковым и Рихардом Штраусом, крупнейшим мастером инструментовки.
_____________________________________________________
МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ГЛИНКА
(1804—1857)
Родился в селе Новоспасском Смоленской губернии, в семье помещика. Выдающиеся музыкальные способности пианиста и композитора проявились у Глинки во время его учебы в пансионе при Главном педагогическом институте в Петербурге. Окончив пансион, Глинка выезжает для поправки здоровья, сначала в деревню, а потом на Кавказ, где его особенно заинтересовала местная народная музыка, оказавшая впоследствии влияние на гармонию его произведений. Свое музыкальное образование Глинка совершенствовал в Италии и в Берлине. Именно там он принял решение создать подлинно русскую музыку. Пробыв несколько лет за границей, Глинка в 1834 году вернулся на родину, в Россию, будучи к этому времени автором уже целого ряда музыкальных произведений. Он тут же приступил к осуществлению своего замысла — созданию русской национальной оперы. Первая из них „Иван Сусанин”, переименованная под давлением цензуры в „Жизнь за царя”, была поставлена в 1836 г., а следующая — „Руслан и Людмила” — в 1842 г. В это же время ему было присвоено звание царского придворного капельмейстера.
Творческим успехам композитора отнюдь не сопутствовали успехи в личной жизни. Неудачное супружество принесло ему много огорчений и неприятностей, пока не закончилось разводом. Последний период своей жизни Глинка вновь проводит в путешествиях — Испания, Франция, Польша... Умер он за границей, в Берлине.
Кроме двух упомянутых выше опер, Глинка создал ряд произведений для оркестра, в т.ч. две увертюры, гениальную фантазию „Камаринская”, камерные и фортепианные произведения, песни и романсы. Светлый, жизнеутверждающий характер, стройность форм, красота рельефных и выразительных мелодий, красочность и тонкость гармонии и инструментовки — ценнейшие качества музыки Глинки.
Первым среди русских композиторов Глинка создает свои произведения на основе русской народной музыки. И не случайно именно Глинку считают творцом национальной русской школы в истории музыки. Его творчество оказало влияние на всех русских композиторов первой половины XIX в.
_____________________________________________________
ФЕЛИКС МЕНДЕЛЬСОН-БАРТОЛЬДИ
(1809—1847)
Сын гамбургского банкира, с самого детства проявлял незаурядные музыкальные способности. Когда ему было 15 лет, в доме Мендельсонов в Берлине исполнялись его первые сценические произведения. Семнадцати лет он написал музыку к комедии Шекспира „Сон в летнюю ночь”. Одновременно с занятиями в области композиции и фортепианной игры, он изучал в Берлинском университете филологию.
Закончив университет, Мендельсон отправляется в гастрольную поездку по Европе, дирижируя оркестрами, исполнявшими его произведения. В 1833 году его приглашают в Дюссельдорф на должность дирижера и музыкального директора оперного театра. В 1835 г. он переезжает на подобную же работу в Лейпциг. Ему обязаны своей славой известные „Гевандхаузские” концерты. Благодаря ему в Лейпциге открывается консерватория. Прослышав о выдающихся организаторских способностях композитора, прусский король Фридрих Вильгельм IV поручил ему ответственную миссию — поднять до европейского уровня Берлинскую консерваторию. Работая в Берлине, Мендельсон не порывает своей связи с Лейпцигом, часто навещая его и активно участвуя в развитии музыкальной жизни этого города до самой своей смерти.
Творческое наследие Мендельсона состоит из двух ораторий, кантат, музыки к сценическим произведениям (в т.ч. „Сон в летнюю ночь”), пяти симфоний (наиболее известны из них две — „Итальянская” и „Шотландская”), одиннадцати симфоний для смычкового оркестра, увертюр (в т.ч. „Гебриды”), двух скрипичных концертов, двух — фортепианных, многочисленных песен и камерных, а также фортепианных произведений (среди них — „Песня без слов”). ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49
Вернуться на главную страницу