ШКОЛА СТАРИННОЙ МУЗЫКИ - БИБЛИОТЕКА
Миллер Я. Шеренга великих композиторов
|
|
Возвратившись после окончания учебы в Варшаву, Карлович активно включается в музыкальную жизнь города. В 1903 г. он добился создания оркестра при Варшавском музыкальном обществе. Возглавив этот оркестр, он исполняет многие произведения современной музыки, в том числе — собственные произведения. В это время его все больше начинает интересовать программная музыка, и он интенсивно работает над созданием симфонических поэм. Свои произведения он исполняет во время частых гастрольных поездок по странам Европы.
В 1905 г. вместе с Людомиром Ружицким, Каролем Шимановским, Апполинарием Шелютой и Григорием Фительбергом он организовал в Закопано группу „Молодая Польша”. В Варшаве состоялось несколько концертов, посвященных произведениям композиторов этой группы. Среди них первое место несомненно было за Карловичем.
В 1908 г. Карлович переехал на постоянное жительство в Закопане, где много работал и занимался альпинизмом. В феврале 1909 г. Карлович один отправился в лыжный поход в горы и там погиб в снежной лавине.
Основное место в музыкальном творчестве Карловича занимают симфонические поэмы — „Возвращающиеся волны”, „Вековые песни”, „Литовская рапсодия”, „Станислав и Анна Освецим”, „Грустная повесть” и „Эпизод на маскараде” (последняя осталась не законченной).
Из многочисленных произведений Карловича следует отметить скрипичный концерт, серенаду для смычкового оркестра, симфонию „Возрождение”, симфонический пролог „Белая голубка”, песни и произведения для фортепиано и скрипки.
Находясь под временным влиянием Рихарда Штрауса, Дворжака, Вагнера и Сметаны, Карлович брал от них все самое лучшее, создав свой собственный, индивидуальный стиль. Его песни — мелодичные и лаконичные шедевры польской вокалистики — завоевали себе широкую популярность. В творчестве Карловича польская национальная школа естественно сочетается с наиболее передовой европейской музыкой.
Карлович занимался также пубицистикой. Им написано несколько книг по вопросам музыкологии. Его статьи о Татрах собраны в специальном сборнике „Карлович в Татрах”.
_____________________________________________________
КАРОЛЬ ШИМАНОВСКИЙ
(1882—1937)
Родился в помещичьей семье, на Украине. Там прошло его детство и юность. В 1903 г. начинает учебу в Варшавском музыкальном институте под руководством Зыгмунта Носковского. Далее продолжает учебу в Берлине (1906—1908). С 1905 г. он вместе с Карловичем, Ружицким, Шелютой и Фительбергом входит в группу „Молодая Польша”. Интенсивное творчество он сочетает, выступая как пианист, с концертной деятельностью. С 1920 г. он окончательно переезжает в Варшаву, выезжая лишь на гастроли.
В 1927 г. Шимановского назначают директором Варшавсской консерватории. Однако вскоре он вынужден был отправиться за границу на лечение. Вернувшись на родину в 1930 г., он в течение года занимал должность ректора Высшей музыкальной школы в Варшаве, но вскоре решил отказаться от всякой педагогической работы, полностью посвятив себя музыкальному творчеству.
Прогрессирующая болезнь требовала непрерывного лечения, а материальное положение композитора становилось все более тяжелым. Умер Шимановский в Лозанне, его прах покоится в Склепе Заслуженных на Скалке в Кракове.
Творческий путь Шимановского может быть поделен на три периода. В первом еще ощущается сильное влияние Шопена и ярко романтический характер музыки, хотя композитор уже в это время пытается найти собственный музыкальный язык. Во втором периоде своего творчества Шимановский сочетает отдельные черты стиля французских и русских модернистов (особенно Скрябина). Для третьего периода его творчества характерна близость к фольклору. В отличие от Шопена, Шимановский цитирует в своих произведениях народные темы, но, вместе с тем, гармонией и всем аккомпанементом он подчеркивает характерные черты и колорит местной музыки. Музыкальный опыт всех трех периодов творчества сформировал из Шимановского композитора с неповторимой индивидуальностью, высоко оцененного в художественных кругах Европы.
Кстати, в последний период своего творчества Шимановский решительно отказывается от применения тональной системы в своей музыке. Среди произведений Шимановского известны оперы „Хагит”, „Король Рожер”, балеты „Харнаси” и „Мандрагора” (по комедии Мольера „Мещанин во дворянстве”), музыка к сценическим произведениям (в том числе — одна оперетта), „Stabat Mater”, четыре симфонии, ряд небольших произведений для оркестра, два скрипичных концерта, фортепианные произведения (соната, вариации, этюды), камерные произведения (скрипичная соната, два концерта, песни — „Песни безумного Муэдзина”, „Песни Хафиса” и самая популярная — „Святой господь”).
Творчество Шимановского, занявшее ведущее место в польской музыке XX века, оказало огромное влияние на многих композиторов следующего поколения. ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49