ШКОЛА СТАРИННОЙ МУЗЫКИ - БИБЛИОТЕКА
Миллер Я. Шеренга великих композиторов
|
|
МИКОЛАЙ ГОМУЛКА
(ок. 1535—1591)
Дата рождения этого выдающегося польского композитора XVI века точно неизвестна. Мы знаем лишь о том, что он родился в окрестностях Сандомира и в 1554 г., оказавшись при дворе короля Сигизмунда Старого в Кракове, обратил на себя внимание своими музыкальными способностями. Здесь, при королевском дворе, он и получил музыкальное образование. В королевской капелле он был сначала трубачом, потом флейтистом. При короле Сигизмунде Августе Миколай Гомулка покинул королевский двор и переселился в Сандомир, где вначале был членом городского трибунала, а в 1572 г. был избран заместителем бурмистра. Во время своего пребывания на этом посту он завязал знакомство с поэтом Яном Кохановским. С 1573 года был органистом в монастырях в Пинчове и Мехове. О дальнейшей судьбе композитора нам ничего не известно, как не известны ни дата, ни место его смерти. В последние годы, по всей вероятности, он был придворным музыкантом канцлера Яна Замойского в Кракове.
Несомненно, Гомулка создал множество не дошедших до нас произведений. Об этом свидетельствует и тот факт, что крупнейший польский поэт этой эпохи — Кохановский, был знаком с его творчеством и предлагал ему свои поэтические тексты псалмов для музыкальной обработки. Однако из творчества Гомулки не сохранилось ничего, кроме 150 псалмов, изданных в 1580 г. в Кракове, т. е. год спустя после издания Сборника поэтических текстов псалмов Кохановского. Они предназначены для четырехголосового смешанного хора. Их музыкальный язык, как говорит композитор в предисловии, прост:
Они легко написаны,
Простым людям не трудны,
Не для итальянцев, а для поляков,
Для наших людей предназначены.
Несмотря на внешнюю простоту музыки, Гомулке удалось передать своеобразие каждого псалма. Он создал произведения, не уступающие по своим художественным качествам самым выдающимся музыкальным произведениям европейской музыки того времени, а их техническая несложность и доступность способствовали популяризации этой музыки по всей Польше.
_____________________________________________________
КЛАУДИО МОНТЕВЕРДИ
(1567—1643)
Родился в Кремоне. После окончания школы в своем родном городе он был приглашен в качестве певца и скрипача к княжескому двору в Мантуе. Здесь в 1602 г. он становится капельмейстером. В 1613 г. композитор переезжает в Венецию, где остается до конца своей жизни, занимая должность дирижера в соборе св. Марка. Монтеверди известен, главным образом, как создатель опер: „Орфей”, „Арианна”, „Похищение Прозерпины”, „Коронация Поппеи” и др. Им были написаны также балет, одиннадцать томов мадригалов и канцон, многочисленные молитвы, псалмы и мотеты.
Главной заслугой Монтеверди как композитора являются его открытия в области гармонии. В период, когда в музыке безраздельно господствовала церковная ладотональность, Монтеверди применил на практике используемую до настоящего времени систему dur-moll, теоретически разработанную Рамо лишь 80 лет спустя после смерти Монтеверди. Широкое использование хроматизма и энгармонизма делают музыку Монтеверди близкой по звучанию музыке следующего, XVIII столетия.
Большой интерес представляет точка зрения Монтеверди на место оркестра в опере. Впервые оркестр начинает играть в опере самостоятельную роль; до этого он выступал лишь как сопутствующий фактор, лишь как фон для пения. Нудные, монотонные речитативы у Монтеверди приобретают богатую окраску, подчеркивая при помощи музыкальных средств отдельные фрагменты текстов.
Все это дает возможность считать Монтеверди одним из ведущих реформаторов музыки. ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49