ШКОЛА СТАРИННОЙ МУЗЫКИ - БИБЛИОТЕКА
Миллер Я. Шеренга великих композиторов
|
|
(1685—1759)
Его отец был придворным цирюльником-хирургом в Галле и весьма недоброжелательно относился к музыкальным увлечениям сына, проявившего свои выдающиеся способности с самого раннего детства. Правда, благодаря вмешательству местного князя, до которого дошли слухи о замечательном ребенке, отец вынужден был разрешить Георгу учиться игре на органе. Однако отец по-прежнему настаивал на том, чтобы юноша занялся юриспруденцией, и Генделю пришлось поступить в Галльский университет. Изучая право, он продолжал работать органистом в местном соборе.
В 1703 году Гендель переселился в Гамбург, где существовал постоянный оперный театр. Работая дирижером этого театра, он решил испробовать свои силы в качестве оперного композитора. Во время трехлетнего пребывания в Италии (1707— 1710) Гендель имел возможность углубить и расширить свои знания и развить свои способности. После краткого пребывания в Ганновере он отправился в Лондон. Уровень музыкальной жизни в Англии в то время оставлял желать лучшего. Поэтому, воспользовавшись приездом уже известного в Европе композитора, Генделя уговорили переехать на постоянное жительство в Англию, порвав контракт с Ганновером. Во время пребывания в Англии Гендель продолжал писать оперы и оратории — вновь созданную им музыкальную форму, а также — выступать в роли дирижера.
В 1720 г. Гендель назначается директором Итальянской оперы в Лондоне (вместо Д.Скарлатти), для которой он написал четырнадцать сценических произведений. К сожалению, этот театр, после двенадцати лет существования, не выдержав конкуренции, пришел в упадок. Это было большим ударом и для Генделя-композитора. Он вынужден был отказаться от создания опер. Правда, его прежние оперы продолжали идти на сценах, но Гендель перешел уже к созданию ораторий. Из-за тяжелого заболевания, композитор вынужден был прервать свою творческую работу. Однако сильный организм преодолел болезнь, и, спустя два года, Гендель снова вернулся к своей композиторской и дирижерской деятельности. В этот период им были созданы наиболее совершенные произведения. К ним относятся оратории „Мессия” и „Иуда Маккавей”. Слава Генделя достигает апогея.
В 1752 г. композитор ослеп. Пришлось отказаться от музыкального творчества и дирижирования. Однако Гендель не отказался окончательно от своей артистической деятельности. Он выступает в качестве органиста на открытых концертах чуть ли не до последних дней своей жизни. Композитор был похоронен в Вестминстерском Аббатстве, рядом с могилами королей и самых выдающихся англичан.
Творчество Генделя охватывает около тридцати опер (в т.ч. „Юлий Цезарь”, „Ацис и Галатея”), двадцать пять ораторий, множество других вокально-инструментальных произведений, шесть кончерти гросси, двадцать органных концертов, многочисленные концерты для различных инструментов, камерные и фортепианные произведения, а также ряд произведений, написанных по случаю какого-нибудь торжественного события, как например „Музыка на воде”, написанная в связи с прогулкой королевской пары на лодках по Темзе.
Самым большим достижением Генделя в области создания музыкальных форм является введение жанра оратории, которая близка опере, но без сценической игры и декораций. Гендель усовершенствовал также форму кончерто гроссо. Следует подчеркнуть, что в области оперы Гендель вплоть до появления Глюка вставился самым выдающимся композитором. Музыка Генделя была гомофонической, но в историю музыки вошли и его контрапунктные эксперименты (как и Баха). Все его произведения отличались композиционной ясностью и энергией. Англичане считают Генделя своим самым выдающимся национальным композитором.
_____________________________________________________
ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ
(1685—1750)
Родился в Эйзенахе (Германия). Сын музыканта. Десяти лет остался сиротой. Его приютил брат, органист в г.Ордуфе, у него же он брал и первые уроки музыки. Окончив гимназию св. Михаила в Люнешурге, юноша отправился в путешествие, во время которого познакомился со многими выдающимися композиторами и побывал в тех костелах, где были самые совершенные органы, сыграть на которых он не упускал случая. С 1703 г. Бах начинает свою самостоятельную музыкальную деятельность, вначале как скрипач в Веймаре, а потом — как органист в Арнштадте, Мюльхаузене и Веймаре. В Любеке Бах познакомился с крупным органистом и композитором того времени Дитрихом Букстехуде. Далее, в течение пяти лет он исполняет функции придворного капельмейстера при одном из княжеских дворов в Кётене.
Спустя год после смерти первой жены, И.С.Бах женился вторично. В лице своей новой жены — Анны Магдалены — композитор нашел идеального друга и помощника. Она занималась воспитанием детей, искренне интересовалась работами мужа, переписывала его произведения.
В 1722 г. Баху предложили занять вакантную должность кантора в школе св.Фомы в Лейпциге. На этой должности он оставался до конца своей жизни.
Для Баха характерна необычайная трудоспособность. Большую часть дня у него занимала работа с хором, но это не мешало ему интенсивно заниматься композицией. Он получал заказы, главным образом, на произведения религиозной музыки. При всем этом он находил время и на путешествия. В Потсдаме он провел несколько дней в качестве гостя прусского короля Фридриха Великого, давая концерты и дискутируя с королем по вопросам музыки.
В конце жизни Баха постигло такое же несчастье, что и Генделя, — болезнь глаз привела его к полной слепоте. В этот период он диктует свои произведения. Смерть настигла его во время создания хорала „Приближаясь к трону Твоему”.
Потрясает количество созданных Бахом произведений. Это: Страсти по Матвею, Страсти по Иоанну, Рождественская оратория, Пасхальная оратория, пять месс (одна из них h-moll написана по случаю восшествия на престол короля Августа III), четыре цикла кантат ко всем религиозным праздникам года, концерты для оркестров (среди них — шесть Бранденбургских концертов, посвященных Фридриху Великому), скрипичные и фортепианные концерты, сонаты, сюиты для различных инструментов (в т.ч. — английские и французские сюиты для фортепиано), многочисленные прелюдии и фуги (среди них два цикла „Хорошо темперированный клавесин” для всех тональностей), токкаты, песни и учебные упражнения, предназначенные для сыновей композитора. ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49
отзывы кровмаркет