Миллер Я. Шеренга великих композиторов
|
|
Влюбленный в природу и одновременно — энтузиаст технического прогресса, Дворжак нередко прибегал в своей педагогической работе к смелым сравнениям и символам. Так, например, именно ему принадлежит выражение „Моцарт — это солнце”, ставшее как бы музыкальным кредо самого Дворжака.
_____________________________________________________
ЖЮЛЬ МАССНЭ
(1842—1912)
Родился в Монто, в департаменте Луары. Окончил Парижскую консерваторию по классу композиции под руководством Амбруаза Тома. В 1868 г. получил Римскую премию за свою кантату „Давид Риццио” и отправился в Рим для завершения музыкального образования.
Вернувшись из Рима, Масснэ занялся сочинением музыки, главным образом, оперной. Но успех пришел не сразу. Только в 1873 г. драма „Мария Магдалина” открыла ему подмостки оперных театров. В 1875 г. Масснэ получает должность профессора композиции в Парижской консерватории и остается на ней вплоть до 1896 г. Вскоре композитор вообще отказался от педагогической работы, полностью посвятив себя творчеству. Однако, он принял почетное звание члена Французской академии, а два года спустя стал ее президентом. Из многочисленных созданных им оперных произведений, как светского, так и церковного характера, на сценах были поставлены оперы „Манон” и „Вертер”. Кроме того, Масснэ писал концерты для различных инструментов, сюиты (в т.ч. „Венгерские сцены”, „Неаполитанские сцены”), мелкие произведения для оркестра, камерные композиции. Его музыка, написанная в стиле позднего романтизма, лишена контрастов и драматического напряжения, но благодаря своей мелодичности она была близка и понятна широким кругам в конце XIX века. Внешний пафос сочетается в ней с поверхностным сентиментализмом, а преобладающей чертой является монотонность настроения.
Из произведений Масснэ наиболее известна небольшая „Элегия”, исполняемая в переработке для различных инструментов и ансамблей.
_____________________________________________________
ЭДВАРД ГРИГ
(1843—1907)
Родился в г. Бергене (Норвегия), где его отец занимал пост британского консула. Музыкальное образование получил вначале в Лейпциге, а затем — в Копенгагене. Тут он впервые столкнулся с тенденциями создания национальной по своему характеру норвежской музыки. А познакомившись с произведениями Шопена, источником для которых послужила национальная польская музыка, Григ начал интересоваться норвежским фольклором, стремясь ввести его в европейскую музыку.
Вернувшись в Норвегию в 1871 г., Григ обосновал в Христиании (ныне Осло) Музыкальное общество. Затем он окончательно переехал в Берген и занялся исключительно творческой деятельностью. После 1880 г. Григ начинает свои артистические гастроли по Европе, выступая как пианист и дирижер в скандинавских странах, Германии, Австрии, Англии, Франции, Польше.
В последующие годы он переходит к созданию меньших по объему произведений. Сказывается не только преклонный возраст, но все более обостряющаяся болезнь, ставшая в конце концов причиной смерти композитора.
Григ является автором сюит (наиболее известна „Пер Гюнт”, написанная по драме Ибсена), увертюр, норвежских танцев, небольших оркестровых произведений, фортепианного концерта, квартета, скрипичных сонат, виолончельной и фортепианной сонаты, мелких фортепианных произведений и песен. Произведения Грига написаны в романтическом стиле. В них ощущается сильное влияние Шумана и норвежской народной музыки. Благодаря сочетанию национальных элементов с европейской музыкой, Григ стал создателем норвежской национальной школы в музыке.
Жена Грига была выдающейся певицей — исполнительницей его песен.
_____________________________________________________ ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49