Миллер Я. Шеренга великих композиторов
|
|
В 1877 г. в жизни Чайковского наступает перелом. Графиня фон Мекк, богатая поклонница его таланта, предоставила композитору высокую пожизненную пенсию, дающую ему возможность, не испытывая материальных трудностей, посвятить все свое время исключительно сочинению музыки. Своим единственным условием она выставила требование, что лично они никогда не будут знакомы. С этого времени Чайковский, отказавшись от профессорской должности, полностью посвящает себя музыкальному творчеству, лишь время от времени выступая как дирижер, главным образом — руководя оркестрами, исполнявшими его собственные произведения.
Во время своих путешествий по различным странам Европы — Польше, Германии, Австрии, Италии, Швейцарии, Франции, Англии — он изучал музыкальный фольклор каждой из этих стран. Особенно сильное впечатление произвела на Чайковского Италия и итальянская музыка, что нашло отражение и в его произведениях. Вернувшись в Петербург в 1893 г. во время свирепствовавшей там холеры, он пал жертвой этой эпидемии.
Крупнейший симфонист, гениальный музыкальный драматург и лирик, Чайковский создал замечательные произведения в самых различных музыкальных жанрах. Здесь и многочисленные оперы (во главе с написанными на пушкинские сюжеты „Евгением Онегиным” и „Пиковой дамой”), и балеты (на первом месте „Лебединое озеро” и „Щелкунчик”), шесть симфоний, пять симфонических поэм, увертюры, три концерта для фортепиано, скрипичный концерт, разнообразные произведения для оркестра (например, „Итальянское каприччио”), для отдельных инструментов — соло с оркестром (такие, как вариации „Роккоко” для виолончели), сюиты, серенады, камерные произведения, сонаты, сюиты и более мелкие произведения для фортепиано, кантаты и, наконец, большое количество песен и романсов.
В своих сочинениях, написанных в стиле позднего романтизма, Чайковский использовал выразительные средства западноевропейской музыки, придавая при этом своим произведениям чисто русский характер. Такое сочетание оказалось исключительно благоприятным. Оно вывело русскую музыку на европейские сцены. Русский характер музыки Чайковского проявлялся в различных формах — от подлинно русской мелодики, основанной на народной музыке, до соответствующего подбора текстов и либретто, вплоть до использования целых цитат (например, гимн „Боже, царя храни” используется Чайковским в двух его произведениях).
Наряду с Глинкой, Чайковский является создателем национальной русской школы в мировой музыке. Чайковский, кроме того, является автором учебников по гармонии, по инструментовке и ряда других теоретических трудов.
_____________________________________________________
АНТОНИН ДВОРЖАК
(1841—1904)
Сын мясника, родился в местечке Нелагозевси, севернее Праги. Отец обучал его своему ремеслу, надеясь, что сын унаследует его профессию. Однако, с самого раннего детства Дворжака больше всего интересовала музыка. Получив согласие отца, он поступил в Пражскую школу, которую окончил в 1859 г. Бегло играя также на альте и фортепиано, он выступает с различными камерными оркестрами и дает уроки музыки.
В то же самое время Дворжак начинает уделять все больше внимания своим собственным сочинениям, в конце концов отказавшись от всех остальных видов музыкальной деятельности. Дворжак работает в различных музыкальных жанрах — от оперы до песен. Успех его музыки постепенно освобождал его от материальных забот, а получение в 1874 г. государственной дотации дало ему возможность заниматься исключительно музыкальным творчеством. Крупнейшие дирижеры того времени, такие как Бюлов или Рихтер, охотно дирижировали оркестрами, исполнявшими произведения Дворжака.
Однако творческие успехи Дворжака были омрачены его личными неудачами — смертью в течение нескольких лет троих детей и матери. Это нашло отражение в трагических настроениях ряда его произведений, написанных до 1882 г. Доброжелательность и моральная поддержка его друзей-соотечественников (а также иностранцев, например, Брамса) и признание за границей помогли ему преодолеть охватившее его состояние депрессии. В 1884 г. композитора впервые пригласили в Англию, и с этого времени он пятикратно выезжал туда, чтобы дирижировать оркестром на концертах, где с огромным успехом исполнялись его произведения. Целый ряд своих произведений он предназначил специально для исполнения в концертных залах Великобритании.
В 1889 г., по приглашению Чайковского, Дворжак приехал в Россию, где дал концерты в Москве и Петербурге. Год спустя Кембриджский университет присвоил ему почетное звание доктора, а вслед за этим тем же званием удостоил его Пражский университет. Пражская консерватория пригласила его на должность профессора композиции.
Слава композитора доходит до Америки. Жаннет Тербер пригласила Дворжака на должность директора только что основанной ею Нью-Йоркской консерватории.
В США Дворжак провел три года (1892—1895) и написал там свои самые выдающиеся произведения: симфонию „Из Нового Света” и концерт для виолончели, Вернувшись на родину, он становится директором Пражской консерватории, посвятив себя творческой и педагогической работе. Но в это время начинает сдавать железное здоровье Дворжака. Кровоизлияние в мозг прервало жизнь композитора.
Он написал 9 симфоний, симфонические поэмы, увертюры (чаще других исполняется „Карнавал”), четырнадцать славянских танцев, серенады, ряд небольших произведений для оркестра, концерт для виолончели, скрипичный и фортепианный концерты, девять опер (в т.ч. „Русалка”), реквием, оратории, камерные и фортепианные произведения (например „Юморески”), песни для двух голосов („Моравские дуэты”), для одного голоса (циклы „Библейские песни”, „Цыганские песни”) и др.
Произведения Дворжака, выдержанные в стиле позднего романтизма, до самой глубины насыщены национальными чешскими чертами. Их богатые мелодические изобретения сочетаются со смелостью гармонии, феноменальным умением использовать контрасты и оттенки инструментов в оркестре, с лаконичностью формы и великолепным владением композиторским мастерством. Совершенство и убедительность сочинений Дворжака ставят его не только во главе всех чешских композиторов, но и в первых рядах выдающихся творцов музыки всего мира. ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49