ШКОЛА СТАРИННОЙ МУЗЫКИ - БИБЛИОТЕКА
БИБЛИОТЕКА

Миллер Я. Шеренга великих композиторов


Несмотря на то, что Штраус стоял в стороне от политики, гитлеровский переворот в Германии не прошел для него бесследно. Не желая покидать Германию, он принял в 1933 г. предложенную ему должность президента Немецкой музыкальной палаты и оставался на этой должности около двух лет, что сильно пошатнуло его позиции в глазах мирового общественного мнения. Его новые произведения, которые появлялись на свет непрерывно, не достигли уже никогда прежних вершин его шедевров. После разгрома фашистской Германии он эмигрировал в Швейцарию, откуда вернулся на родину два года спустя немощным стариком.
Штраус является самым выдающимся творцом программной музыки. Находясь под сильным влиянием вагнеровской идеи о единстве всех видов искусства, он со временем нашел свой собственный музыкальный язык. Развивая и совершенствуя жанр симфонической поэмы, он стремится не только нарисовать с помощью музыки различные эпические сцены, но и передать в ней некоторые философские принципы (например, в поэме „Так говорит Заратустра” по Ницше).
К наиболее известным симфоническим поэмам Рихарда Штрауса относятся „Приключение Совизфиала”, „Дон Жуан”, „Дон Кихот”, „Жизнь героя”, „Смерть и просветление”. Его гигантские оперы — „Кавалер серебряной розы”, „Саломея”, „Электра” и др., с точки зрения формы продолжают тенденцию музыкальных драм Вагнера: в них отчетливо ощущаются основы программной музыки. Кроме того, в его творческом наследии мы находим целый ряд концертных произведений
(наиболее популярный — 1-й концерт для валторны), балеты, песни с оркестром, камерные произведения. Во всех этих произведениях (особенно — в оркестровых) следует отметить исключительную оркестровую изобретательность, ставящую Рихарда Штрауса в один ряд с Берлиозом и Римским-Корсаковым.
Огромный аппарат своего оркестра Штраус обычно использует со всей полнотой, умело подчеркивая оттенки отдельных инструментов и выделяя наиболее характерные места.
_____________________________________________________
АЛЕКСАНДР КОНСТАНТИНОВИЧ ГЛАЗУНОВ
(1865—1936)
Сын петербургского книгоиздателя. С самого раннего детства он брал уроки фортепианной игры, а потом поступил в консерваторию в класс композиции, которым руководил Римский-Корсаков. Шестнадцати лет Глазунов написал первую симфонию. Особенно большую помощь оказывает ему музыкальный издатель Беляев, занявшийся организацией концертов, на которых исполнялись произведения молодого композитора. Во многом помогли ему и дружеские отношения с „Могучей кучкой” и Чайковским.
С 1884 г. произведения Глазунова получают признание не только в России, но и за границей. (В 1907 г. композитору присваивается почетное звание доктора Кембриджского и Оксфордского университетов). В 1899 г. он принимает должность профессора инструментовки в Петербургской консерватории.
В 1905 г., в знак протеста против снятия Римского-Корсакова, Глазунов отказался от этой должности. После Октябрьской революции Глазунов одновременно с творческой работой занялся широкой организаторской и популяризаторской деятельностью. До 1928 г. он занимал пост директора Ленинградской консерватории. В 1929 г. композитор предпринял гастрольную поездку по Европе и Северной Америке, побывал он и в Польше. Умер Глазунов в 1936 г. в Париже, куда он выехал на лечение.
Творческое наследие Глазунова состоит из восьми симфонических поэм, балетов (в том числе „Раймонда”, „Времена года”), увертюр, скрипичных концертов, фортепианных концертов, многочисленных симфонических, камерных, фортепианных и вокальных произведений. Для его музыки, базирующейся на русской музыке середины XIX столетия, характерна необычайная мелодичность, классическая ясность формы, черты национального „русского духа”. По органическому сочетанию в ней чисто русских и западноевропейских элементов, она близка музыке Чайковского и Римского-Корсакова. Александра Глазунова не соблазняли модные новаторские направления. Он прежде всего ставил перед собой задачу создания произведений высокого художественного уровня. И именно эта черта его творчества выдвигает Глазунова в первые ряды русских композиторов.
_____________________________________________________
ЯН СИБЕЛИУС
(1865—1957)
Родился в Тавастегдсе (Финляндия). Вначале он обучался игре на скрипке и композиции в Хельсинкской консерватории. В 1889—1891 гг. занимался в Берлинской и Венской консерваториях. В 1892 г. Сибелиус впервые выступил с концертом собственных произведений, вызвавшим большой интерес в музыкальных кругах. С 1904 г. композитор поселился в своем имении, часто выезжая за границу. Государственная стипендия, полученная им в 1897 г., дала ему возможность заняться исключительно сочинением музыки. ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49
Вернуться на главную страницу