ШКОЛА СТАРИННОЙ МУЗЫКИ - БИБЛИОТЕКА
БИБЛИОТЕКА

Миллер Я. Шеренга великих композиторов


Сын музыканта. Его учителями были крупнейшие композиторы Флоренции и Венеции. С двадцати лет начинает писать оперы, достигая в своем творчестве все больших успехов. В 1784 г. он становится директором лондонского Итальянского оперного театра, получив звание придворного композитора.
В 1786 г, известный скрипач Виотти вводит Керубини в музыкальные круги Парижа. С этого момента он навсегда остается в этом городе. Будучи дирижером в оперном театре, он имел возможность глубоко изучить шедевры оперной музыки. Радикально настроенному Керубини в период французской революции поручают должность инспектора консерватории. Возникшие впоследствии столкновения с Наполеоном вынудили его покинуть Францию. В 1805 г. его приглашают в оперный театр Вены. Оккупировав в 1809 г. Вену, Наполеон вынуждает Керубини дирижировать на придворных концертах, отнюдь не собираясь при этом предложить ему какую-либо должность во Франции. Оставшись в одиночестве, композитор пишет произведении религиозного характера. Однако и после падения Наполеона Керубини не был принят династией Бурбонов. Лишь в 1816 г. он смог занять должность профессора композиции в Парижской консерватории, директором которой он становится в 1821 г. Умер Керубини год спустя после ухода в отставку.
В творческом наследии Керубини насчитывается 29 опер („Водовоз”, „Лодоиска”, „Анакреон” и др.), два реквиема, несколько месс и других религиозных произведений, симфонии, увертюры, квартеты, фортепианные произведения, песни (в т.ч. „Свобода, равенство и братство”) и др. В симфонических и камерных произведениях он не отходит от стиля большинства композиторов классической музыки. Оперы Керубини объединяют в себе элементы итальянской, французской и немецкой музыки. Для них характерно богатство оркестровых партий и умелое акцентирование драматических моментов. Керубини является также автором учебника по контрапункции.
_____________________________________________________
ЮЗЕФ ЭЛЬСНЕР
(1769—1854)
Сын столяра из верхнесилезского городка Гродкова. Окончив школу во Вроцлаве, он поступает на теологический факультет Вроцлавского университета. Но вскоре переходит на медицинский и в конце концов решает бросить учебу в университете и стать музыкантом-профессионалом. К этому времени он был уже автором ряда произведений, хотя и не имел еще никакого специального музыкального образования, которое он получил лишь в 1789—1791 г. в Вене. После кратковременного пребывания в Брно, где Эльснер выступает в качестве скрипача в оркестре, композитор отправляется во Львов. Здесь он посвящает себя композиторской и педагогической деятельности.
В 1799 г. Эльснер переезжает в Варшаву, где и остается до конца своей жизни. Вначале он был музыкальным руководителем Национального театра, возглавляемого Войцехом Богуславским. Затем организовал собственное Музыкальное издательство. В 1805 г. он отправляется в Германию и Францию, чтобы установить связь с композиторами Европы. После возвращения в Варшаву Эльснер получает назначение в Варшавское общество друзей науки.
Свою педагогическую деятельность Эльснер начал в театре, при котором с 1815 г. существовала Драматическо-музыкальная школа. В 1821 г. энергичный композитор всеми силами способствовал организации консерватории, которая просуществовала до ноябрьского восстания 1830 г. После восстания он продолжает преподавать в различных школах, посвящая, однако, большую часть своего времени сочинению музыки.
Творческое наследие Эльснера состоит из ораторий („Муки Господа нашего, Иисуса Христа” и др.), многочисленных молитв и пр. религиозных произведений, опер (в т.ч. „Лешек Белый”, „Король Локетек”), кантат, симфоний, произведений камерной музыки и песен. Выдержанные в классическом стиле его песни богаты польскими ритмами. В либретто опер также преобладает польская тематика. Эльснер известен как автор целого ряда теоретических трудов и статей.
_____________________________________________________
ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН
(1770—1827)
Родился в семье заурядного музыканта в Бонне. Пьяница отец, обнаружив у сына талант, начал обучать его игре на фортепиано. Жестоко расправляясь с ним при малейших неудачах, он чуть было не отбил у мальчика вкус к музыке. К счастью, необыкновенно одаренным ребенком вскоре занялись другие боннские музыканты. В 1792 г., после смерти отца, его посылают в Вену, где он учится композиции у Гайдна и Сальери. В этот период ему значительно помогли венские аристократы меценаты — Вальдштейн, Лихновский, Лобковиц, Эстергази, которым он впоследствии посвящал свои произведения. В 1795 г. Бетховен с триумфом входит в музыкальную жизнь как пианист-виртуоз и композитор. Год спустя он отправляется в Прагу и Берлин. Это было самое далекое путешествие Бетховена, который, до конца своей жизни, никогда больше не покидал Вены.
С 1798 г. у Бетховена появляются признаки ослабления слуха, вскоре перешедшие в полную глухоту. Композитор вынужден был отказаться от публичных выступлений в качестве пианиста и дирижера. Собственные же произведения он создает, опираясь на музыкальное воображение и высокий уровень музыкальной культуры и знаний.
В 1809 г. Бетховену предложили должность придворного дирижера вестфальского королевства в Касселе, но в это же время австрийский император назначил ему пожизненную пенсию, и Бетховен не покинул Вены. Однако, неприспособленный к жизни и беспомощный в практических делах композитор, несмотря на пенсию, был обречен на жизнь полную материальных трудностей. Моральные страдания, связанные с глухотой, еще более ухудшали состояние его здоровья. Умер он от водянки и был похоронен при большом стечении народа. ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49
Вернуться на главную страницу