ШКОЛА СТАРИННОЙ МУЗЫКИ - БИБЛИОТЕКА
БИБЛИОТЕКА

Миллер Я. Шеренга великих композиторов


Гастроли принесли ему огромное состояние, но вместе с тем — подорвали его здоровье. С 1834 г. он осел в своей вилле — под Луккой, где лечил хронический катар горла. Умер в Ницце.
Композиторское наследие Паганини охватывает три скрипичных концерта, скрипичные сонаты, квартеты, в состав которых входила и гитара (Паганини был и виртуозом-гитаристом), а также ряд произведений для скрипки с аккомпанементом и без него, в т.ч. — 24 каприччио — шедевры скрипичной виртуозности. В его музыке, классической но форме, немало элементов из эпохи раннего романтизма. Наиболее характерная черта его произведений — сочетание в них высокой техники с творческой изобретательностью и логичностью конструкции.
_____________________________________________________
КАРОЛЬ КУРПИНЬСКИЙ
(1785—1857)
Сын органиста, родился в деревне Влошаковице Познаньского воеводства. Первоначальными музыкальными знаниями обязан отцу. Пятнадцати лет он едет в Галицию, где играет на скрипке в частном оркестре Поляновского, после смерти которого в 1810 г. переезжает в Варшаву.
Вначале Курпиньский был дирижером и учителем музыки в Национальном театре. В 1821 г. стал преподавателем теории музыки в организованной Эльснером Варшавской консерватории, где и работал вплоть до ее закрытия.
В период 1827—1840 гг. был директором Варшавской оперы. Всю свою жизнь до глубокой старости он не прекращал творческой деятельности.
Курпиньский является, главным образом, оперным композитором. Им было написано 26 опер, в т.ч. „Две избушки”, „Замок в Чорштыне”, „Королева Ядвига”, „Дворец Люцифера”. Кроме того, он писал балеты („Марс и Флора”, „Свадьба в Ойцове”), произведения для оркестра (в т.ч. известный полонез „Здравствуй, король”), песни (наиболее популярна — „Варшавянка”, написанная в связи с ноябрьским восстанием). В сюжетной основе своих опер Курпиньский, как и Эльснер, обращается к эпизодам из истории Польши.
В широко используемых им ритмах народных танцев Курпиньский нередко цитирует оригинальные, подлинно народные мелодии. В его классическом стиле отчетливо ощущается влияние творчества Моцарта. Как и Эльснер, Курпиньский сыграл большую роль в становлении польской национальной оперы. Его перу принадлежат также учебники и теоретические произведения.
_____________________________________________________
КАРЛ-МАРИА ВЕБЕР
(1786—1826)
Родился в Эйтине (Сев. Германия). Его отцу — директору театра, часто приходилось менять место жительства, поэтому менялись и учителя музыки у Карла. В пятнадцатилетнем возрасте Вебер, к тому времени уже автор многих произведений, в т.ч. трех опер, занял место дирижера в городском театре во Вроцлаве. Во время наполеоновских войн, несмотря на неспокойную, полную забот жизнь, Вебер продолжает свою творческую деятельность. В 1813 г. он становится директором городского театра в Праге. С 1816 по 1821 гг. Вебер разъезжает с гастролями, выступая в концертах как пианист. Его оперы „Вольный стрелок” и „Эвриант”, поставленные в Берлине и Вене, сразу же после их написания, приносят Веберу мировую славу.
Однако прогрессирующий туберкулез все более подтачивал здоровье композитора. Смерть настигла его в то время, когда он готовил к постановке на лондонской сцене свою последнюю, мастерски написанную оперу „Оберон”.
Кроме опер, Вебер написал два фортепианных концерта, концертштюк для фортепиано, два концерта для кларнета, один — для фагота, две симфонии, целый ряд камерных, фортепианных и вокальных произведений (напр., кантату, посвященную победе Наполеона при Ватерлоо). Однако самое большое значение имеют его оперы, сюжет которых, как правило, основан на немецких легендах („Вольный стрелок”). В музыкальном отношении они тесно связаны с немецкой народной музыкой. Композитор великолепно владел мастерством оркестровки, умело раскрывая с помощью оркестра различные настроения и сценические ситуации. ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49
Вернуться на главную страницу