БИБЛИОТЕКА

Миллер Я. Шеренга великих композиторов


НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ
(1844—1908)
Родился в дворянской семье, в г. Тихвине. Музыкальное образование получил в Петербургской консерватории по классам фортепиано и композиции. Свою первую симфонию он написал в возрасте девятнадцати лет. Однако, Римский-Корсаков не сразу связал свою судьбу с музыкой. В течение нескольких лет он служил в военно-морском флоте, где получил офицерское звание. В это же время он занимается творческой деятельностью, и в 1871 г. ему присваивают звание профессора инструментовки Петербургской консерватории. Затем ему передают и класс композиции. Одновременно его назначают директором музыкальной школы и музыкальным инспектором военно-морских оркестров России.
Вместе с Бородиным, Балакиревым и Кюи он организует „Могучую кучку”. Характерная черта Римского-Корсакова — присущее ему в большой степени чувство самокритики: ощущая свое техническое несовершенство, он вновь и вновь обращается к теории для углубления своих знаний. Однако все творческое наследие Римского-Корсакова свидетельствует о том, что среди композиторов „Могучей кучки” он обладал самой большой творческой изобретательностью и наиболее совершенной техникой.
Творчество Римского-Корсакова проникнуто идеями демократизма, народности, свободолюбия, в нем широко разработаны народные мелодии, народные поэтические образы, отражены предания, поэзия родной страны.
Им были написаны такие, получившие мировую известность, оперы, как „Садко”, „Снегурочка”, „Золотой петушок” и др. Кроме того — три симфонии, превосходная симфоническая сюита „Шехерезада”, увертюра „Русская пасха”, „Испанское каприччио”, симфоническая поэма „Садко” (помимо оперы того же названия), многочисленные песни, а также хоровые и камерные произведения. Все его творчество, выдержанное и стиле неоромантизма, глубоко проникнуто „русским духом”. Наряду с Берлиозом и Рихардом Штраусом, Римский-Корсаков считается крупнейшим мастером инструментовки.
Большое значение имеют и его теоретические труды. Учебник „Основы оркестровки” является одним из лучших пособий в этой области, а его учебником но гармонии учащиеся пользуются и в наше время.
_____________________________________________________
ЗЫГМУНТ НОСКОВСКИЙ
(1846—1909)
Один из многочисленных сыновей варшавского нотариуса. Уже пятилетним ребенком Носковского начали обучать игре на фортепиано. В 1864 г. он поступает в Варшавский музыкальный институт по классу скрипки и заканчивает его спустя три года. Затем Московский проработал в течение нескольких лет скрипачом в оркестре Варшавского оперного театра. С 1872 до 1875 г. он жил к Берлине, восполняя там свои знания в области композиции.
Получив в Берлине диплом и не видя для себя никаких возможностей музыкальной деятельности в Варшаве, он решил отправиться в Констанцию. Там он возглавил певческое общество „Бодан”, которое под его руководством становится самым лучшим в Бадении, а сам Московский получает почетное звание музыкального директора Констанции. В 1881 г. он возвращается в Варшаву и становится директором Варшавского музыкального общества. В этот период композитор развил широкую концертную деятельность; организовал хор мальчиков и симфонический оркестр.
Когда в 1901 г. в Варшаве была создана Филармония, должность ее директора была предложена Носковскому. Будучи человеком чрезвычайно трудолюбивым, он безропотно принимал на свои плечи все новые обязанности и согласился даже на должность директора объединенного с Филармонией Оперного театра. Однако даже такая нагрузка не могла приостановить его плодотворной творческой деятельности. Он находит время для выступлений в качестве дирижера в Кракове и во Львове, для шефства над лодзинским певческим обществом „Лютня”, для организации в Лодзи музыкального общества. Болезнь сердца, вынудившая его постепенно отказаться от ряда должностей, становится в 1909 г. причиной смерти композитора.
В богатом творчестве Носковского мы отметим три симфонии (наиболее известная — „От весны до весны”), две увертюры („Степь”, „Морское око”), ряд оркестровых произведений, оперы, „народные картинки”, музыку к сценическим произведениям, балеты, кантаты (в т.ч. — „Свитезянка”), хоровые произведения, сотни песен („Сборник песен для детей” — на слова Марии Конопницкой), многочисленные фортепианные произведения (сюиты, танцы и небольшие композиции), фортепианный квартет, три смычковых квартета и ряд камерных произведений. Насыщенная неподдельным польским духом, его музыка, выдержанная в стиле неоромантизма, с технической стороны не уступает современной западноевропейской музыке. В симфонических произведениях инструментальная насыщенность формы сочетается с ясностью, гармонической прозрачностью и несложностью самой мелодики. Носковский первым ломает принятые до этого с формальной точки зрения нормы в трактовке фуги. Высокие художественные качества его произведений ставят его в первые ряды польских композиторов — создателей национальной школы в музыке. Об отношении Носковского к музыке лучше всего свидетельствуют его собственные слова: „Меня не понесет за собой никакое теоретическое течение, так как не принципы, а прекрасное в искусстве является моей целью”.
Носковским написано много учебников и теоретических произведений, в т.ч. учебники по гармонии и контрапункту. Большое воспитательное значение имеет его „Сборник песен для детей”, которым пользуются польские школьники и в наши дни. ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49
Вернуться на главную страницу