ШКОЛА СТАРИННОЙ МУЗЫКИ - БИБЛИОТЕКА На сайте http://www.plastic-system.ru полипропилен 12 мм лист.
БИБЛИОТЕКА

Миллер Я. Шеренга великих композиторов


Мендельсон — типичный представитель немецкого романтизма в музыке. Особая мелодичность и сентиментальность — отличительная черта всех его музыкальных произведений, необычайно ясных и простых по своей форме.
Мендельсон разыскал многие произведения Иоганна Себастьяна Баха, напомнил о них всему музыкальному миру, добившись их исполнения и опубликования с помощью „Общества Баха”. В этом, несомненно, огромная заслуга Мендельсона.
_____________________________________________________
ФРИДЕРИК ШОПЕН
(1810—1849)
Родился в Желязовой Воле, под Варшавой. В 1810 г. отец, получив назначение на должность преподавателя одного из варшавских лицеев, переезжает вместе со всей семьей в столицу Польши. Здесь и проходит ранняя юность Фридерика. Играть на фортепиано Шопен начинает с семи лет. А одиннадцатилетним подростком он уже пробует сочинять музыку. Окончив в 1826 г. лицей, юноша поступает в консерваторию. Его учитель по композиции — Юзеф Эльснер, после одного года обучения Шопена дает ему весьма лестную характеристику, а еще два года спустя — пишет: „Необычайное дарование, музыкальный гений”. В этот период Шопен часто выступает как пианист, а каждые каникулы проводит в путешествиях — сначала по редкой Польше, а в дальнейшем — также и за границей (Берлин, Вена).
Окончив в 1830 г. консерваторию, Шопен отправляется в далекое путешествие — через Вену в Париж. В Вене, узнав о вспыхнувшем в это время в Польше так называемом „ноябрьском” восстании, он решает вернуться на родину и принять непосредственное участие в событиях. Но друзья отговорили его, и Шопену уже никогда не суждено было увидеть родную Польшу.
В Париже он сталкивается с многочисленными представителями польской эмиграции. Со многими из них, и прежде всего с Адамом Мицкевичем, у него установились близкие, дружеские отношения. В Париже Шопен встречается с выдающимися представителями музыкального мира — с Листом, Шуманом, Мендельсоном. Тем временем растет слава Шопена как пианиста, композитора и педагога. В одной из своих статей о музыке Шуман назвал его новым гением.
Отличавшийся с детства слабым здоровьем, Шопен серьезно заболевает. Прогрессирующий туберкулез постепенно подтачивает его организм, отнимая у композитора силы, мешая ему работать. Турне по Англии и Шотландии способствовали распространению его славы в Европе, но одновременно привели к дальнейшему развитию тяжелой болезни.
Вернувшись в 1849 г. в Париж, Шопен умирает. Тело его похоронено на кладбище Пер-Лашез, а сердце великого композитора замуровано в одной из стен костела св.Креста в Варшаве.
Шопен выехал из Польши до начала ноябрьского восстания и только поэтому не стал его активным участником, ибо всеми своими чувствами он был близок этому движению за освобождение Польши от гнета русского царского самодержавия. В Париже он близко сошелся с передовыми кругами польской эмиграции. Находясь под их сильным влиянием. Шопен отказался принять весьма выгодную для него должность придворного пианиста в Петербурге, предложенную ему в 1837 г.
В творческое наследие Шопена входят два фортепианные концерта, несколько других произведений для фортепиано с оркестром, песни и немногочисленные камерные произведения. Остальное — это почти исключительно фортепианные композиции: три сонаты (одна из них — с знаменитым „Траурным маршем”), полонезы, прелюдии, мазурки, этюды, баллады, рондо, скерцо и ряд мелких произведений. Шопен прекрасно знал свои возможности и поэтому совершенно сознательно ограничивался фортепианной музыкой, мастерски используя колористические возможности этого инструмента. Музыкальный этюд впервые в истории музыки из учебного упражнения вырастает у него до самостоятельного концертного произведения. О немеркнущей, вечной свежести музыки Шопена свидетельствует и тот факт, что она до сих пор предоставляет своим исполнителям все новые и новые возможности интерпретации.
Романтические по стилю, его произведения отличаются богатой гармонией, которая несколько десятков лет спустя в новаторских произведениях Скрябина и Шимановского удивляла и поражала своей смелостью.
Финал сонаты b-moll далек от общепринятой в то время тональной системы и представляет уникальное явление в музыке XIX века. Не меньшее значение имеет и тот факт, что музыка Шопена, оставаясь европейской музыкой высшего класса, проникнута духом польской народной музыки. Это оказало влияние также и на других композиторов, как, например, Грига, разбудив у них интерес к музыке своего народа.
Крупнейший польский композитор занял почетное место в истории всемирной музыки.
_____________________________________________________ ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49
Вернуться на главную страницу