ШКОЛА СТАРИННОЙ МУЗЫКИ - БИБЛИОТЕКА
БИБЛИОТЕКА

Миллер Я. Шеренга великих композиторов


_____________________________________________________
ЖАН БАТИСТ ЛЮЛЛИ
(1633—1687)
Родился в бедной итальянской семье, во Флоренции. С детских лет он вынужден был зарабатывать себе на жизнь. В поисках работы 14-летний Жан попал в Париж и стал поваренком при королевском дворе. Там он обратил на себя внимание своими музыкальными способностями и был назначен музыкальным пажем сестры короля Людовика XIV. Однако вскоре юноша был изгнан из королевского дворца за стихотворение, высмеивающее его благодетельницу. Тогда он всерьёз взялся за изучение композиции и игры на фортепиано. В 1652 г. Люлли получил место дирижера в оркестре „24 королевские скрипки”, а позднее сам организовал малый придворный оркестр „16 королевских скрипок”. Год спустя король присвоил ему звание придворного композитора.
Люлли проявлял большие способности в организации музыкальной жизни при королевском дворе, а в 1672 г. добился от короля, чтобы тот передал в его руки монополию на право постановки оперных спектаклей. С этого времени придворные оперы ставились на высоком уровне, а Люлли имел возможность совершенствовать свое композиторское мастерство в этой области. Последние 10 лет своей жизни он провел в качестве главного музыкального интендента королевского двора и умер в Париже, окруженный заслуженной славой.
В творчестве Люлли основное место занимают оперы „Армида”, „Психея”, „Прозерпина”, „Тезей” и др., балеты (в которых, кстати, автор нередко выступал в качестве танцора), а также симфонии и сюиты для оркестра, религиозные музыкальные произведения, пользовавшиеся при жизни композитора большой популярностью, но не вошедшие в историю музыкальной литературы.
Люлли является создателем французской национальной оперы. Ее характерной чертой является равновесие между вокальными и инструментальными партиями, использование элементов декламации и подчинение ритмических вокальных фрагментов ударениям, существующим во французском языке. В области формы Люлли создал тип так наз. французской увертюры, состоящей из замедленного вступления, быстрой основной части и замедленного финала.
Творчество Люлли долгое время оказывало влияние на развитие европейской музыки. Оно служило источником вдохновения для композиторов более позднего периода — Рамо и Глюка.
_____________________________________________________
АРКАНДЖЕЛО КОРЕЛЛИ
(1653—1713)
Корелли получил музыкальное образование как скрипач, и именно с этой стороны стал прежде всего известен в Европе. Изумительный тон и высокий музыкальный уровень его игры вызывали всеобщее восхищение, хотя с технической стороны он уступал многим современным ему скрипачам-виртуозам. Приблизительно в 1680 г. он переезжает в Германию и проживает там в различных городах (в Мюнхене, Ганновере и др.). В 1685 г. Корелли возвращается в Италию. Покровительство кардинала-меломана Оттобрани дает ему возможность до конца жизни жить в Риме и заниматься композиторской и концертно-исполнительской деятельностью.
Как композитор Корелли был одним из предшественников классического стиля, создавшим новые музыкальные жанры. Автор двенадцати скрипичных сонат, сорока восьми трио для двух скрипок и клавесина, а также двенадцати ансамблево-оркестровых кончерти гросси — совершенно нового, неизвестного до Корелли типа циклического произведения, в котором две скрипки и виолончель как сольные инструменты противопоставлены всему оркестру. Этот тип произведения впоследствии был усовершенствован Георгом Фридрихом Генделем. Произведения Корелли гомофоничны, причем клавесин, также участвующий в оркестре, создает только аккордный фон.
Впервые во всей истории музыки в произведениях Корелли отдельные инструменты в трио и сонатах трактуются камерно, в то время как до него они лишь участвовали в целом оркестре.
Из кончерто гроссо впоследствии выросла форма концерта для инструмента соло с оркестром. Корелли-скрипач сочинял свои произведения, досконально изучив инструмент. Поэтому, кроме высоких художественных качеств, они обладают большими педагогическими достоинствами.
_____________________________________________________ ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49
Вернуться на главную страницу