ШКОЛА СТАРИННОЙ МУЗЫКИ - БИБЛИОТЕКА
БИБЛИОТЕКА

Миллер Я. Шеренга великих композиторов


Аренский — автор учебника по гармонии и формам. Его учеником был Рахманинов.
_____________________________________________________
КЛОД ДЕБЮССИ
(1862—1918)
Родился в Сан-Жермен-ан-Лё (Франция). Его родители, хоть сами не были музыкальны, заметив склонность одиннадцатилетнего сына к музыке, послали его в Парижскую консерваторию, которую он закончил по классу композиции у Масснэ в 1884 г., получив Римскую премию. Во время учебы в Риме, Дебюсси начинает интересоваться новейшей европейской музыкой и прежде всего — Мусоргским, произведшим на него особенно большое впечатление.
Вернувшись в Париж, он столкнулся там с новаторской литературной группой символистов. Дискуссии по вопросам искусства, связь с художниками, пропагандирующими в течение двух десятилетий новое направление в искусстве — импрессионизм, — все это в большой степени повлияло на формирование творчества Дебюсси.
До конца своей жизни Дебюсси оставался в Париже, занимаясь композиторским творчеством и время от времени выступая как пианист.
Произведения Дебюсси зачастую вызывали возмущение консерваторов, а премьера оперы „Пелеас и Мелизанда” окончилась скандалом. Однако автор весьма стойко придерживался своих позиций композитора-авангардиста и дождался еще при жизни объективной оценки своих произведений.
Дебюсси является создателем импрессионизма, направления, опирающегося на отражение настроения при помощи оттенков, „цветов”, звука. Гармония у него лишена обычного классического порядка, аккорды выступают как характерные звуковые „пятна”. Композитор часто использует шкалу полного тона. В отдельных программных элементах сказалось влияние Вагнера, что нетрудно заметить на некоторых фортепианных произведениях, например, „Девушка с волосами как лен”, „Что видел восточный ветер”.
Кроме оперы „Пелеас и Мелизанда”, Дебюсси оставил в своем творческом наследии кантату „Блудный сын”, прелюдии для оркестра, „Послеполуденный отдых фавна”, „Священный танец”, „Светский танец” — для арфы и смычкового оркестра, песни, фортепианные произведения („Арабески”, „Маски”), квартет.
_____________________________________________________
РИХАРД ШТРАУС
(1864—1949)
Сын валторниста из оркестра при Мюнхенском королевском дворе.
Уже в шестилетнем возрасте он делает первые попытки создать музыкальные произведения. Рихард Штраус получил основательное музыкальное образование, хотя никогда не учился в консерватории. Его больше интересовали композиция, дирижерство и игра на скрипке. Шестнадцати лет он написал свою первую симфонию. Двадцати лет выступил в Вене с исполнением своего скрипичного концерта. Когда в 1885 г. в г. Майнинге один из самых выдающихся дирижеров — Ганс Бюлов, покинул княжеский оркестр, на его место был приглашен его ассистент — Рихард Штраус. С этого времени почти до конца жизни он поочередно занимает должность дирижера в Мюнхене, Веймаре, Берлине. Это дало Штраусу возможность непосредственно познакомиться с современными ему музыкальными произведениями и тем самым расширить свои собственные творческие горизонты. Во время многочисленных турне — от Португалии до Москвы и от Риги до Египта — он дирижирует симфоническими оркестрами, исполняющими его произведения. Став в 1899 г. дирижером Берлинской оперы, Штраус всерьез занялся оперным творчеством.
В годы 1-ой мировой войны Штраус не прерывает своей творческой работы. В 1917 г. знаменитый композитор становится профессором Мюнхенской консерватории, а в 1920 г. — директором Венского оперного театра. В это же время он совершает турне по Бразилии и Аргентине. ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49
Вернуться на главную страницу