ШКОЛА СТАРИННОЙ МУЗЫКИ - БИБЛИОТЕКА
БИБЛИОТЕКА

Миллер Я. Шеренга великих композиторов


Когда в 1871 г. умер директор Парижской консерватории Даниель Обер, на его место был назначен Тома, оставшийся на этой должности до конца своей жизни.
Тома является автором реквиема, мессы, смычкового квинтета и квартета, фантазии для фортепиано с оркестром, фортепианных пьес. Но больше всего он известен как оперный композитор. В репертуаре оперных театров до сих пор удержались лишь две его оперы — „Миньон” и „Гамлет”. Из остальных, как например, „Раймонд”, — широко известны отдельные фрагменты.
Для его музыки, насквозь романтической, характерна виртуозная трактовка вокальных партий, большая мелодичность и интересная инструментовка. Музыка Тома не так темпераментна, как итальянская, и более сентиментальна. Скептики говорили: „Есть музыка хорошая, музыка плохая и музыка Тома”. Во всяком случае нельзя не признать, что она, несомненно, разнообразила оперный репертуар середины XIX века.
Тома никогда не посещал свои оперные спектакли, опасаясь столкновений с публикой, не всегда с восторгом принимавшей его оперы. Эту привычку он сохранил даже в тот период, когда его оперы шли с неизменным успехом.
_____________________________________________________
ФЕРЕНЦ ЛИСТ
(1811—1886)
Венгр, сын музыканта из оркестра Эстергази. Девяти лет он уже выступал с концертами как пианист. Музыкальное образование но классу фортепиано Лист получил в Вене у педагога, пользовавшегося мировой славой — К.Черни. Композиции его обучал Сальери. В 1823 г. семья Листа переехала в Париж, чтобы дать ему возможность учиться и Парижской консерватории. Однако, как иностранцу, ему отказали в приеме. Тогда Лист начинает брать частные уроки композиции. В игре на фортепиано он самостоятельно добивается столь великолепных результатов, что после смерти отца, уже может содержать себя и мать на гонорары за концерты. Большое влияние на его технику оказало знакомство с Паганини, а в области композиции решающую роль сыграло творчество Берлиоза. В Париже Лист близко сошелся с Шопеном и Вагнером.
До 1839 г. он находился в Швейцарии и Италии. С 1839—1847 г. Лист непрерывно разъезжает с гастролями. Встречаясь с крупнейшими исполнителями своего времени, пианистами-виртуозами, Лист превосходит всех своих соперников и завоевывает славу самого гениального пианиста всех времен. Лист впервые вводит новую форму концертов — „рециталей”, с самого начала и до конца заполненных игрой одного исполнителя.
В 1847 г., благодаря протекции княгини Витгенштейн, он становится придворным дирижером в Веймаре, где остается до 1861 г. В это время он сочиняет музыку, дирижирует оркестром, пишет музыкальные рецензии и статьи, принимая активное участие в музыкальной жизни города. Из маленького, сонного городка Веймар превращается в центр музыкальной культуры, где зазвучали шедевры не только старых мастеров, но и недавно созданные музыкальные произведения (особенно Вагнера), и где выступали крупнейшие солисты Европы.
Однако интриги заставили Листа покинуть Веймар. Он направляется в Рим и там принимает духовный сан аббата. В это время он пишет почти исключительно произведения религиозной музыки.
В 1870 г. Лист возобновил свои отношения с веймарским двором, и с этих пор проводит каждую зиму в Риме, а лето — в Веймаре. Он побывал также в Будапеште, где ему было присвоено звание президента Музыкальной академии. Путешествовать он продолжает до конца своей жизни. Смерть застала его в Бейрёйте.
Лист был убежденным демократом, что неоднократно вызывало недовольство привилегированных кругов. Однажды, находясь в Петербурге, он выступал перед царем. Во время игры пианиста царь вступил в громкий разговор со своим соседом. Лист прервал игру. За это он был выслан из России.
Творчество Листа очень богато: тринадцать симфонических поэм (в т.ч. „Прелюдии” и „Мазепа”), две огромные программные симфонии с хорами — „Фауст” и „Данте”, ряд более мелких произведений для оркестра, три фортепианных концерта, другие произведения для фортепиано с оркестром (в т.ч. „Венгерская фантазия”), венгерские рапсодии, фортепианная соната, многочисленные более мелкие фортепианные произведения, песни, а также множество транскрипций фортепианных произведений других композиторов. По своему стилю музыка Листа относится к эпохе позднего романтизма, инструментовка ее остроумна и эффектна. В своих фортепианных произведениях, как оригинальных, так и транскрибированных, композитор решает сложные вопросы фортепианной техники, мастерски используя колористические возможности каждого инструмента.
Лист является последовательным сторонником программной музыки, стремящимся передать музыкальными средствами не только литературное содержание; но и целые картины (напр. „Битва с гуннами” по картине Каульбаха).
_____________________________________________________ ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49
Вернуться на главную страницу